Рождественские обычаи

Рождественские обычаи

Рождественские приметы, обычаи, ритуалы и обряды

Именно на период рождественских праздников вот уже на протяжении многих тысячелетий приходится большинство гаданий. Под Новый год мы зачарованно присматриваемся к окружающему миру, выискивая новые предзнаменования будущего. Многим не терпится увидеть предначертанное судьбой, разгадать послания из иных миров, узнать, сбудется ли желание... Почему именно в этот период активизируется наша страсть к непознанному, ко всевозможным толкованиям примет и гаданиям? Ответ достаточно прост, по крайней мере так считают историки. Дело в том, что во времена зарождения земледельческого быта наибольшая активность естественно приходилась на весенние месяцы и летний период, когда необходимо было сеять, проводить сельскохозяйственные работы и собирать урожай. Именно в это время и зарождается большинство примет. Поздней осенью и зимой свободного времени появлялось гораздо больше, так как основные работы были проведены. Вот в это самое время и появляется интерес к тому, что произойдет в следующем году, будет ли он урожайным, ранней ли будет весна и когда пройдут последние заморозки? Все эти вопросы требовали немедленных ответов, получить которые можно было только посредством толкования примет и гаданий. Девушки же загадывали желания относительно грядущей любви и предстоящей свадьбы: кто это будет, откуда явится, какой у него будет характер, а будет ли он богат? Как много вопросов задавалось под Новый год, Рождество и особенно под Крещение!

Но самую большую популярность под Рождество имеют такие виды гаданий, как вынимание жребия, пускание на воду венков, гадание по застывающему воску и олову, по прорастающим растениям и брошенным башмакам, по поведению домашней птицы и скота, по отражениям в зеркале и пламени свечи. Стали классикой гадания по имени случайного прохожего и подслушиванию разговоров под окном в Новогоднюю ночь, а также разглядывание отражения своего суженого в котле с водой, зачерпнутой в полном молчании.

Вообще современные рождественские обычаи практически полностью были позаимствованы из языческих культов, которым уже не одна тысяча лет. Согласно юлианскому календарю 25 декабря считалось днем зимнего солнцестояния и соответственно днем рождения Солнца. С этого момента, как полагали люди, солнышко грело всё сильней и дольше с каждым днем. В Древней Сирии и Египте празднование дня рождения Солнца имело отличительные особенности — с криками «Свет прибывает!», «Великая богиня родила Солнце!» люди выбегали из храмов ровно в полночь, кроме того они изображали новорожденное Солнце в виде куклы, которую в этот день изготавливали и выставляли на всеобщее обозрение.

Именно к рождественским дням был приурочен максимум примет и поверий о погоде и предстоящем урожае. Одной из важных вех сельскохозяйственных работ в странах Западной и Центральной Европы была дата 25 ноября — за месяц до дня зимнего солнцестояния. Особенно в этих регионах праздновали дни св. Мартина и Катерины (25 ноября), когда по поверьям, каждая веточка пускает свой корень, а следовательно любое начатое в этот день дело могло сулить успешное завершение, причем в установленные сроки.

Одним из наиболее важных дней аграрного календаря в Европе было 4 декабря — праздник святой Варвары у многих славянских народов. Именно в этот день практиковались толкования многих примет и зимние гадания. В это время обычно толковали приметы о будущем урожае. Вот одна из них — если поставить в воду веточку вишни или березы, то она должна была распуститься к Рождеству, — в этом случае это было предзнаменованием доброго урожая в наступающем году. Также в это время насыпали в блюдце горстку пшеницы, чтобы она проросла к Рождеству и украсила стол свежей зеленью, по которой, кстати, тоже судили о предстоящем в земледельческом году. Ростки эти назывались «пшеницей святой Варвары».

Данный гадательный прием был широко распространен не только в европейских регионах, но и в других частях света, например в Средней Азии, где также существовал обычай ритуального проращивания зерна и приготовления из него обрядового кушанья, называвшегося сумаляком.

Говорить о рождественских приметах и поверьях, отдельно от гаданий и ритуалов, вообще очень сложно, так как практически все известные приметы носят характер обрядов и ритуалов с различными функциями. Так например, большинство ритуалов носит характер магии «первого дня» и направлено на созидание необходимой ситуации в наступающем году. Практически все ритуалы и заклинания, направленные на повышение благосостояния и финансового благополучия, являются именно попытками повлиять на реальность и провести необходимые преобразования в магической сфере. Ведь издавна считалось: то, что было сделано в первый день, будет иметь силу и в течение всего последующего периода. Соответственно родилось поверье — как встретишь Новый год, так его и проведешь.

Вот например, откуда родилась традиция накрывать обильный стол на зимние праздники? Причем, даже при скромных запасах продуктов, на стол выставлялось всё самое лучшее и в большом количестве. К тому же в это время на столе появлялись особые ритуальные кушанья, например рождественская кутья с проращенными злаками и медом. Весь смысл этого магического действия заключался в том, что сама по себе ритуальная трапеза как бы была предвестником того, что и весь год будет сытым и благополучным, и обильно накрытый стол об этом свидетельствовал очень красноречиво. Блюда из зерна и мяса выполняли аграрно-магическую функцию и призывали высшие силы способствовать повышению плодородия земли и скота, просили помощи в хозяйственных нуждах и хлопотах. Причем не отведать этих обрядовых кушаний означало навлечь на себя беду в наступающем году, болезни, бедность и неурожай.

По поводу рождественских деревьев — не только хвойных, но и другой обрядовой растительности также существовали поверья, среди которых был запрет на внесение в дома веточек остролиста, пока не наступит канун Рождества, — это означало накликать на дом беду. Также нельзя было выбрасывать рождественскую зелень до окончания зимних праздников, до Сретения, во избежание смерти кого-то из домашних. К хвойным деревьям это поверье не относилось. Правда в некоторых местностях от зеленых веток сосны или ели старались избавиться до наступления старого Нового года, иначе это могло навлечь беду на дом.

Некоторые исследователи отмечают странное противоречие между суевериями, относящимися к рождественской зелени. В некоторых английских графствах считали, что зелень нужно сжигать и нельзя выбрасывать, а в иных местностях сожжение зелени считалось верным способом накликать беду. Повсеместно в Британии считалось неблагоприятным предзнаменованием, если рождественские украшения и само дерево не убирались после двенадцатого дня (6 января). Это поверье до сих пор популярно во всех районах страны, жители которой стараются убрать всё, что относится к символике Рождества, до наступления 6 января.

Авторы «Большой книги примет» считают, что сами предпраздничные рождественские хлопоты должны были завершиться с появлением на небе первой звезды, что в свою очередь служило знаком начала торжественного рождественского ужина. Перед началом празднования Рождества девушки и женщины старались нарядиться в самые лучшие платья, причем до наступления вечера, так как не успеть, означало девушке остаться незамужней в наступающем году, а женщине — потерять любовь своего мужа. Сама же рождественская трапеза обязательно сопровождалась помином ушедших родственников.

В эпоху Средневековья религиозные праздники были единственными праздниками, дозволенными церковью. Поэтому люди стремились продлить эти праздники как можно дольше и отметить как можно ярче. Со временем празднование Рождества вместо одного дня продлилось до двенадцати — от Рождества до Крещения. В богатых семьях Европы принято дарить друг другу подарки на каждый из двенадцати дней. Это сделало очень популярным рождественский гимн «Двенадцать святочных деньков». Популярный во многих странах рождественский венок имеет лютеранское происхождение. Это вечнозеленый венок с четырьмя свечками, украшенный лентами и блестящей мишурой. Первую свечу зажигают в воскресенье за четыре недели до Рождества как символ света, который придет в мир с рождением Христа. Каждое следующее воскресенье зажигают еще одну свечу. В последнее воскресенье перед Рождеством зажигают все четыре свечи, чтобы осветить место, где находится венок (это может быть алтарь церкви или обеденный стол).

Колокольный звон в Святки пришел к нам из зимних языческих праздников. Когда земля была холодна, считалось, что солнце умерло, а злой дух очень силен. Чтобы изгнать злого духа, нужно было сильно шуметь. До наших дней сохранилась рождественская традиция звенеть колокольчиками, одновременно петь и кричать. На Святках в церквах всего мира раздается колокольный звон, но не для изгнания злых духов. Таким образом люди приветствуют пришествие Христа. В Скандинавии колокольный звон означает конец работы и начало праздника, в Англии — погребальный звон на похоронах дьявола и приветствие Христа.

Немаловажное значение имеет и традиция, столь любимая детьми, дарить на Рождество подарки. Им просто не терпится поскорей дождаться рождественского утра и развернуть коробки и пакеты, обернутые подарочной бумагой. Эта традиция также имеет достаточно длинную историю. Святой Николай традиционно считается дарителем подарков. В Риме была традиция дарить подарки детям на праздник Сатурналии. В качестве дарителя подарков может выступать сам Иисус, Санта-Клаус, Бефана (итальянский Санта-Клаус женского пола), рождественские гномы, различные святые. По старой финской традиции подарки разбрасывает по домам человек-невидимка.

Рекомендуем посмотреть:

Рождественская история «Щелкунчик»

Празднование Рождества Христова

Рождественский пост

Сочельник

Январь. Народные праздники и приметы

Нет комментариев. Ваш будет первым!