Благородство минимализма

Благородство минимализма

Общая характеристика стиля минимализм

Казалось бы, что может быть проще — создать ин­терьер в стиле минимализма: выкинуть все лишнее, оставив минимум, только самое необходимое. Но в том-то и дело, что убрать — проще, чем загромоздить. И неоспоримый закон творчества гласит: чем проще вещь, тем сложнее ее сделать. Очень трудно вовремя остановиться и не перегрузить, не испортить лишни­ми деталями произведение искусства, предмет мебе­ли или интерьер. Для этого необходимо внутреннее чувство меры, вкус и, в конце концов, талант. В про­стом лаконичном произведении всегда более замет­ны неверные, лишние или фальшивые штрихи, ноты или детали. Такие интерьеры напоминают графику — жанр лаконичный, требующий умения обходиться ску­пыми средствами черно-белой гаммы. Точнее, черно­го цвета и фона, который необязательно должен быть белым, но обязательно светлым, контрастным, чтобы выгодно перевести внимание на каждую линию, про­веденную художником. Этот жанр строг и требует безупречного чувства гармонии и стиля, не прощая ошибок и суеты.

Минимализм в его различных вариантах входит в моду периодически. Стремление к нему возникает, как правило, на рубеже эпох, когда художественные цен­ности предыдущей эпохи отметаются, и им на смену приходят новые. В такие периоды человек обычно ис­пытывает ощущение усталости, настроения декаданса, тогда и возникает эта тяга к простым и чистым фор­мам и решениям. Так возрождается мода на минима­лизм. Формальные истоки минимализма лежат в кон­структивизме 1920-х годов, а духовные — в «дзенских» интерьерах Японии. Принципы стиля хорошо отображены в знаменитой формуле архитектора Ван дер Роэ: «Меньше— значит больше».

В разные исторические периоды и в разных стра­нах этот стиль имеет свои особенности. Так, в России 20-х годов рождаются конструктивизм и функциона­лизм, девизом которых стало: «Создавать вещи целе­сообразные и утилитарные, представляющие собой чистые конструкции». Минимализм того времени принимал характер нигилизма, когда роскошь и из­лишняя «красивость» вещей считались буржуазным пережитком. Появлялась простейшая мебель строгих геометрических форм, лишенная какой-либо отделки и украшений. А единственным «декором» интерье­ров служили агитационные плакаты.

В Западной Европе минимализм вошел в моду по­зднее, в 60-е годы, как реакция на пресыщение пом­пезной роскошью традиционных интерьеров для выс­шего и среднего класса. Вначале, в послевоенном об­ществе производство предметов быта и их украшение развивались с большим размахом: люди компенсиро­вали украшением быта воспоминания о тяжелом вре­мени лишений и невзгод. Затем наступил период, когда дорогие, перегруженные мебелью интерьеры мало кого могли удивить, а оригинальным становился отказ от излишней декорированности обстановки, стремление к простоте форм и цвета.

В наше время минимализм — это скорее миро­ощущение. Осознание обществом возможности гло­бальной экологической катастрофы породило тенден­цию сознательного отказа от излишеств, возврат к тра­диционным экологически чистым материалам — де­реву, бетону, стеклу, металлу. А ускорение ритма совре­менной жизни, избыток впечатлений и информации привели к небывалому спросу на «успокаивающие интерьеры», во многом заимствованные у Востока. В России минимализм получил широкое распростране­ние еще и потому, что прошедшее десятилетие у нас охарактеризовалось всплеском «новорусского ампи­ра», граничащего с напыщенным и безвкусным кит­чем. Загромождение жилья красивыми, но нефункци­ональными деталями привело к тому, что дом или квартира становились непригодными для жизни.

Создание интерьера в стиле минимализм

Современный интерьер в стиле минимализма мож­но охарактеризовать как моделирование пространства и света с использованием только необходимых пред­метов. Самым важным при создании таких интерье­ров является грамотно спланированное пространство, в котором много рассеянного, спокойного света, что создает ощущение светящихся стен и потолка, обилия воздуха. Чтобы создавалось ощущение широты и про­стора, помещение по возможности освобождается от внутренних перегородок. Большие незадрапированные окна, насыщая пространство светом, соединяют жилье с окружающим миром, делая его частью интерьера. Стеклянные перегородки, светлые стены и потолок, бле­стящий светлый пол создают ощущение ничем не ог­раниченной свободы. Зонирование пространства про­изводится с помощью цвета пола, полупрозрачной тка­ни или стекла раздвижных перегородок, с помощью подсветки в стенах, полу или потолке. Светильников, как правило, не видно, или они просты по форме. Стек­лянные полки стеллажей, стеклянные столешницы и двери шкафов как бы растворяются в воздухе, не за­нимая пространства. Никаких безделушек, аксессуа­ров очень мало. На окнах — простые по форме жалю­зи из прозрачной ткани или металла. Они тоже долж­ны быть почти незаметными.

Цвет в стиле минимализм

Цветовая палитра стиля минимализм светлая, основанная на игре полу­тонов, много белого цвета, графично подчеркнутого чер­ным или серым. Вообще черно-белое сочетание явля­ется великолепной основой, которая выгодно оттеняет любой цвет. Палитру дополняют естественные тона дерева, кирпича, металла, блеск стекла. Используются простые природные отделочные материалы, зачастую необработанные, с грубой фактурой: кирпич, бетон, де­рево или штукатурка. В минималистическом интерье­ре очень важны простые формы и линии, а также прак­тически отсутствие декора на окнах и стенах. Здесь идет «игра» в предметы: интерьер оживляется за счет одиночных выразительных деталей — стоящая в белой комнате одинокая черная ваза или — яркий всплеск картины на стене. Светлые матовые стены могут стать прекрасным фоном для небольшого количества пред­метов живописи (лучше графики) или постеров соот­ветствующего стиля. Важная деталь — картины долж­ны быть обрамлены в тонкие простые рамы.

Мебель в стиле минимализм

Формы мебели тоже просты: острые углы, нет плас­тичных линий. Диваны с прямоугольными подушками и жесткими подлокотниками, такие же кресла и сту­лья прямоугольной, почти кубической формы. Обивка светлая, однотонная, с редкими контрастными «пятна­ми» — подушки, например. Использование металла в интерьере придает ему современность: металлические столешницы на кухне, ножки стульев, стойки стелла­жей. А солнечный свет, отраженный от стекла и глад­кого металла, создает атмосферу радости, легкости и воздушности. Это настоящее царство пустоты и света, геометрически правильных форм и горизонтальных плоскостей. Здесь нет ничего лишнего, все спрятано вглубь. Поэтому в мебели доминируют подиумы, зак­рытые шкафы, а в идеале — ящики для хранения.

Поверхности предметов желательно делать из цельных плит, полы — из наиболее длинных и широких досок. Сами поверхности должны быть идеальны, минимализм не выносит раздробленности и необработанности.

Подводя итог, отметим, что в интерьерах минимализма все сделано функционально, прочно и красиво. Дизайн построен на тонкой игре нюансов. Все помещения в доме выдержаны в одном стиле, но при этом ярко индивидуальны. В них комфортно от­дыхать, они не раздражают и, несмотря на свою аске­тическую строгость, уютны и спокойны.

Автор: Д. В. Грожан

Рекомендуем посмотреть:

Аксиомы создания минимализма. Создаем дизайн интерьера в стиле минимализм

Оформление прихожей

Стиль модерн. Создаем дизайн интерьера в стиле модерн

Оформление гостиной

Ванная комната. Создание интерьера ванной


Нет комментариев. Ваш будет первым!