Стиль модерн. Создаем дизайн интерьера в стиле модерн

Стиль модерн. Создаем дизайн интерьера в стиле модерн

Самым популярным из «больших» истори­ческих стилей в современном постсоветском интерьере стал модерн (он же «ар нуво», он же «югендстиль»). К модерну можно относиться по-разному. Кому-то он кажется чересчур декоративным и неестественным, а кто-то находит в его причудливых линиях созвучие скры­тым романтическим устремлениям. После классициз­ма и немеркнущего ампира он — самый востребован­ный стиль среди тех, кто любит роскошь и «богатство».

Для начала стоит выделить три разновидности мо­дерна:

модерн как модернизм, модерн как общее по­нятие «современный» и модерн собственно как стиль архитектуры и дизайна интерьера.

Модернизм — это идейно-художественное течение в Европе начала XX века. Его представители пыта­лись создать «искусство будущего», отвергая традици­онную культуру с ее «классическими» нравственны­ми и художественными ценностями. Модернисты про­возгласили культ техногенной урбанизированной ци­вилизации — мегаполисов, высоких скоростей, буду­щего, силы и энергии. Используя пересечения, сдвиги и наплывы форм, художники пытались выразить раз­ноплановое мироощущение современного им челове­ка, городского жителя.

Слово «модерн» (от фр. — «современный») часто означает просто нечто модное, современное, экстрамод­ное. В связи с этим «модерновый» интерьер может совсем не относиться к стилю модерн, а представлять из себя набор объектов современных, модных, высоко­технологичных.

И, наконец, поговорим о стиле. Само сочетание «исто­рический стиль модерн» звучит несколько парадоксально, ведь, как уже упоминалось, слово «модерн» означает «со­временный». Стиль возник на рубеже XIX-XX веков как попытка преодолеть засилье пошлой эклектики с ее противоречием между фактурой и декором. Именно мо­дерн первым попытался не просто механически соеди­нить разные стили, а синтезировать их, «оживить» в со­ответствии с технологиями нового времени. Основа мо­дерна — стилизация, при этом упор делается не на но­вые формы и мотивы, а на сочетание конструкций и объе­диняющий декор. Основной признак стиля — декоративность, основной мотив — вьющееся растение, основной принцип — уподобление природе. Особняки, па­вильоны, общественные здания эпохи модерна построе­ны как бы «изнутри наружу», то есть внутреннее про­странство определяет внешний облик. Фасады таких домов несимметричны и напоминают природные объек­ты, сотворенные фантазией человека. Для модерна ха­рактерны выразительные интерьеры с перетекающим динамичным пространством, изогнутыми очертаниями кованых карнизов, закругляющимися дверными и окон­ными проемами, богатым декором из резного дерева, цветного стекла, металла.

Художников модерна привлекало все, что трепещет, вьется, колеблется. Качества, противоположные этим, — массивность, монументальность, неподвижность, напы­щенность — были им чужды. Излюбленными темами декора становятся стилизованные природные мотивы — набегающая волна, плавно изгибающийся растительный орнамент (известный под оригинальным названием «удар бича»), павлиньи перья, крылья бабоч­ки, длинные изогнутые пряди волос, цветы (особенно тюльпаны, ирисы и орхидеи).

Главной идеей модерна была идея сотворения пре­красного, которого так мало в окружающем мире, а его целью было преобразование жизни эстетическими средствами, своеобразное «исцеление жизни красотой». Средство достижения цели виделось в соединении про­фессионального художественного творчества с производством бытовых изделий. Это вызвало переворот в прикладном искусстве и сформировало новый тип художника-универсала, выступающего и как архитек­тор, и как декоратор, и живописец, и график. Приме­ром может служить М.А. Врубель: он пишет карти­ны, создает скульптуру, панно, театральные декорации, мебель и многое другое. Вообще трудно назвать ху­дожника того времени, который не создавал бы эски­зов мебели, ткани, декора, бижутерии.

Модерн впервые объединил европейские и восточ­ные художественные традиции. В убранстве дома это выразилось в свободной планировке помещений, за­имствованной у японских жилищ, а также принесло в европейские дома моду на ширмы со сложным и тон­ким рисунком, черный лак и отделку перламутром в мебели и аксессуарах.

В XX веке в стиле модерн строятся и оформляются интерьеры городских особняков, дорогих многоквар­тирных домов, загородных вилл и дач. Форма и декор окон, дверей, лестниц становятся разнообразными и гео­метрически сложными. В декоре фасадов и интерьеров применяются узорная керамическая об­лицовка, кованое гнутое железо с растительными пере­плетениями в декоративных решетках и перилах лест­ниц. Широко применяются витражи, чаще всего с абст­рактным пластичным рисунком сложных цветовых тонов и оттенков, не контрастных, а благородных соче­таний. Витражи применяются и в интерьерах в каче­стве межкомнатных перегородок, в проемах дверей, в технике витража делаются и абажуры светильников.

У эпохи барокко модерн заимствует гнутые ножки, добавляя свои яркие элементы — удобное сиденье и спинку с неповторимыми изгибами и динамичным рисунком

Войдя в такой дом, попадаешь как бы в диковин­ный водоворот: изогнутые пластичные формы рисун­ка на паркете, витые лестницы с кованой решеткой перил и сложным переплетением «вьющихся расте­ний» из металла. Стены обтянуты тканью с раститель­ным рисунком, межкомнатные перегородки в виде окон с витражами, лепной плафон в центре потолка, набор­ный паркет из благородного дерева. Овальные окна задрапированы тканью в тон стен, ламбрекен сложной формы повторяет рисунок на ткани. Декоративные детали из резного дуба украшают настенные светиль­ники с матовыми плафонами, резные с тем же моти­вом двери имеют вставки из стекла и бронзы. На сте­нах зеркала тоже в деревянных, сложной, искривлен­ной формы, рамах. Добротная и респектабельная ме­бель из массива древесины с благородным декором из темной бронзы никогда не наскучит. В столовой круглый стол и удобные кресла с гнутыми спинками (рис. 22), а специальная технология обработки стекла придает окнам эффект мерцающего льда, что тоже очень соответствует «загадочному» духу модерна.

Автор: Д. В. Грожан

Рекомендуем посмотреть:

Практика создания модерна в современных условиях

Ванная комната. Создание интерьера ванной

Высокотехнологичный «хай-тэк»

Оформление прихожей

Оформление гостиной


Нет комментариев. Ваш будет первым!