Ноябрь

Конюхи в этот день не работали, а с самого раннего утра собирались вместе, пили пиво и рассказывали друг другу удивительные истории. А на лошадях, оставшихся без присмотра, 1 ноября катается дворовой - дух-покровитель двора, похожий на домового

17 сентября 2011

Обычно к этому дню уже начинаются настоящие холода, и волки, которым в лесу становится голодно, смелеют и выходят к человеческому жилью.
Еще во времена язычества считалось, что в волка превращался сам Перун - могучий бог грозы. С принятием христианства люди стали верить, что в волков способны оборачиваться ведьмы и колдуны

17 сентября 2011

С этого дня начинает мести пороша, но на улице грязь стоит, потому что выпавший снег днем еще подтаивает, Из-за этого крестьяне на какое-то время были отрезаны от остального мира: ни на санях, ни на телегах было уже не проехать.

17 сентября 2011

Казанская в народе праздновалась с размахом. К этому времени хозяева рассчитывали батраков, каменщиков, плотников и других наемных рабочих, которые возвращались в родные деревни. Считалось, что на Казанскую хорошо играть свадьбу. Особенно если в этот день идет снег или дождь.

17 сентября 2011

Наступала пора запрягать лошадей в сани, поэтому проверяли и чинили в этот день всю упряжь: гужи, дуги, оглобли, хомуты, с этого дня начинали в деревнях делать гужи. (Гуж - глухая петля в конной упряжи, укрепленная в хомутных клешнях; он обносился поверх оглобли, и в него вставляли нагнетом конец дуги.) Изготовлялись гужи из конопли или сыромятной кожи.

17 сентября 2011

В эти дни продолжаются посиделки, на которых девушки занимаются прядением. В старину девушки, собиравшиеся прясть, зажигали лучину. Отсюда и одно из названий этого дня - русский светец

18 сентября 2011

В этот день по всей Руси устраивались ритуальные плачи. Вспоминали и оплакивали умерших родственников, жалели сирот и нищих, сочувствуя их тяжелой судьбе.

18 сентября 2011

В этот день было принято давать обеты, как коллективные, так и личные. Давали такие клятвы сроком на несколько недель, месяцев или же на целый год. Помимо особых, обетных, дней, к подобным клятвам прибегали во времена стихийных бедствий, войн, эпидемий. А личный обет человек мог дать и во время тяжелой болезни. К принятию какого-либо обета мог также подстегнуть увиденный сон. 

18 сентября 2011

На Руси поминали в этот день усопших. Обычай этот древний и пришел с языческих времен, когда примерно в это время славяне устраивали осенние поминовения предков. Было принято в этот день ходить в церкви, ставить свечи за упокой, посещать могилы родственников, на которых оставляли еду, чтобы душа покойного могла полакомиться. 

18 сентября 2011

Мученица Параскева пользовалась на Руси особым уважением и была одной из самых почитаемых святых. Образ Святой Параскевы можно было встретить в любом доме, ведь именно ей было принято молиться о благополучии семьи и удаче в домашних делах. Иконы украшались лентами, цветами и душистыми травами. 

18 сентября 2011

С 11 ноября начинали стричь овец. Возможно, именно поэтому святых Авраамия и Анастасию почитали как покровителей этих животных. Крестьяне верили, что эти святые способны не только оградить отары от мора, но и уберечь овец от волков. 

23 сентября 2011

В этот день было принято развешивать кормушки для синиц, которые уже прилетали из леса поближе к человеческому жилью. Синица почиталась на Руси и считалась хранительницей вещего слова. Ее считали птицей, приносящей счастье.

23 сентября 2011

Юровым этот день назывался на севере, так как рыбаки отмечали на Никодима свой праздник, а потом отправлялись в плавание по Иртышу - ловить красную рыбу. Само же слово «юрово» означает стадо тюленей. «Воды не нива - не орешь их (пашешь), не сеешь, а сыт бываешь», - говорили рыбаки в старину. 

23 сентября 2011

Повсеместно было принято в этот день молиться святым Кузьме и Демьяну о здоровье для себя и близких. Кузнецы в этот день считали работу грехом, потому что святые Кузьма и Демьян почитались не только как врачеватели, но и как покровители кузнецов: эти святые сами одно время занимались кузнечным делом. 

23 сентября 2011

Акиндин и Пигасий считались покровителями житниц. Работы велись в овине и на гумне не только в светлое время суток, поэтому огонь, который зажигали еще и для обогрева помещения, представлял большую опасность. Уставшие люди часто не замечали, как из очага вылетала искра и начинался пожар. 

23 сентября 2011