Как самостоятельно и интересно провести детский День рождения

Как самостоятельно и интересно провести детский День рождения

День рождения ребёнка. Как его организовать. Советы и рекомендации для родителей

Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Самые радостные моменты могут согреть и украсить душу человека на долгие годы.

Закройте глаза и вспомните наиболее яркие моменты вашего детства...

Что вы вспоминаете? Давайте, отгадаю. Новогоднюю праздничную атмосферу? Первый карнавальный костюм? Ожидание дня рождения, когда сердце замирало в предвкушении торжества?

Неудивительно, что дети особенно четко помнят праздничные мероприятия. Праздники вносят свои особые чувства и переживания в общую цепь радостных настроений и незабываемых эмоций детства. Праздник является значимой частью детской жизни, а праздники в детском саду и школе, в которых можно участвовать не только как зритель, но и как полноправный участник, дарят радость общения и раскрепощения, радость творчества и самовыражения.

Мне часто приходится бывать на праздниках в различных детских садах и школах. Увы, чаще они меня удручают своим крайним однообразием и похожестью. С детьми заранее заучиваются определённые стихи, танцы и песни. Выступающие запоминают очерёдность выхода на сцену, а ведущая вставляет между выступлениями комментарии по теме праздника, связывая, таким образом, разрозненные выступление воедино. В результате теряется развлекательная составляющая, и вместо праздника получается образцово-показательное выступление для родителей. Родители умиляются тому, как по-взрослому выглядит на сцене их чадо. Педагоги и воспитатели гордятся проделанной работой. Но при этом мало кто вспоминает, что должен был получиться праздник ДЛЯ ДЕТЕЙ. Именно дети должны были получить удовольствие и иметь возможность проявить себя в полной мере. Являлось ли ранее описанное действо праздником в полном смысле этого слова? Вряд ли.

Так как же сделать так, чтобы дети жили в преддверии чего-то нового и интересного, чтобы совместная подготовка являлась увлекательной и познавательной деятельностью для детей, родителей и педагогов? Рецепт удачного праздника прост:

• совместить тематические мероприятия с празднованием дня рождения кого-то из детей;

• ввести в программу больше сказочного сюжета (например, ведущей становится не воспитательница Марь Иванна, а появляется сказочная фея Осень);

• разнообразить праздничную программу большим количеством игр и конкурсов;

• ввести в каждый праздник показ небольшого кукольного спектакля;

• выдавать в конце праздника детям на память небольшие сувениры.

Если соблюдать этот простой рецепт, то у вас, несомненно, получится устроить для детей день рождения-обучайку.

Давайте разберёмся, зачем проводить день рождения ребёнка в детском саду или школе? И зачем его объединять с каким-то тематическим праздником?

Сейчас уже никого не удивишь пышной шоу-программой в честь малыша. Одни родители приглашают домой профессиональных аниматоров, другие — ведут компанию детей в детский клуб или развлекательный центр.

И это немного... грустно. Почему грустно, спросите вы? Кому грустно?

Представьте себе, что для ребёнка эти праздники всегда немного с грустинкой. Хорошо, если родители могут арендовать целое кафе, но, как правило, приходится ограничивать количество гостей. И тогда перед ребёнком встаёт непосильная задача: надо решить, кого пригласить на свой праздник, а кого — нет. То есть выбрать, кого из друзей унизить отказом.

Так мы учим детей подрезать крылья дружбе. Так мы не даём ребёнку занять в детском коллективе достойное место и мешаем социализации.

Как вы думаете, что важнее всего для ребёнка в процессе празднования дня рождения? Не торт. Не украшенная комната. И даже, очень часто, не подарки. Важна особая атмосфера праздничной суеты, когда кажется, что весь мир крутится вокруг тебя одного.

Приглашая на день рождения друзей, ребёнок делится с ними своими радостными эмоциями и переживаниями, а, значит, учится бескорыстно делиться частичкой своей души. Чем больше детей разделит с ребёнком его радость, тем значимее это событие для формирования психоэмоциональной сферы. У большинства детей друзья — это дети того коллектива, в котором они проводят максимум времени, то есть ребята из одной группы детсада или одноклассники. Именно поэтому дни рождения, проводимые в детском саду или школе, наиболее ценны для развития ребёнка. Именно они оставляют в памяти неизгладимые яркие впечатления.

Как именно устроить день рождения в детском саду или школе, чтобы он запомнился?

Можно ограничиться небольшим угощением для всей группы, правда, вряд ли дети получат от такого праздника удовольствие. Можно пригласить профессиональных аниматоров с их программой из центра развлечения, что также не всегда оправдано. Количество персонажей, предлагаемых развлекательными центрами, не очень велико — клоуны, Мальвина с Буратино, Пират, Золушка. При этом часто одну и ту же развлекательную программу предлагают как для пятилетних малышей, так и для третьеклассников. Несомненный минус в том, что большинство сценариев, предлагаемыми фирмами развлечений, абсолютно исключают обучающие моменты, и это изначально обедняет праздник.

Так называемые дни рождения-обучайки как уникальный вид досуговой деятельности детей появились недавно, не более 4-х лет назад. Сценарий совмещает как поздравительную часть в честь именинника, так и праздник, посвящённый изучению детьми важной темы. Например, для именинников сентября-октября можно предложить праздник встречи Королевы Осени с её дарами. Чествование весенних именинников можно провести вместе с Лесной Феей в её волшебной стране, изучая, как расцветают первые цветы и просыпаются бабочки. Существует много других интересных праздников, которые легко объединяются с проведением дней рождения. Например, день вежливости, день чистоты, праздник гигиены, день пожарного или праздник ПДД (правил дорожного движения) и другие.

Преимущества организации дня рождения-обучайки очевидны как для родителей именинника, так и для учреждения, которое посещает ребёнок:

1. Для проведения такого праздника совсем не обязательно приглашать профессиональных аниматоров, а можно справиться силами родителей именинников при участии педагогов школы (воспитателей детского сада).

2. К проведению праздника можно привлечь .родителей именинников того же месяца или времени года, например, устроить празднование дня рождения всех зимних именинников.

3. Тематическая развивающая часть праздника может гармонично сочетаться с учебным материалом, который требуется закрепить детям. А ведь известно, что материал, даваемый в экспрессивной форме, усваивается наиболее полно и успешно. Таким образом, кроме всплеска положительных эмоций и выхода энергии дети получат новую информацию, расширят познания в какой-то области, а также получат мощный толчок для развития интеллекта.

4. Как правило, проведение дня рождения-обучайки только приветствуется в детских садах и школах, так как организация подобного праздника может рассматриваться как особая прогрессивная форма обучающей деятельности.

5. Организация дня рождения-обучайки гораздо экономичнее многих популярных нынче форм праздников. Скажем, день рождения в кафе даже для шестерых детей обойдётся гораздо дороже, чем праздник-обучайка для целой группы детишек в детсаду.

6. Родители освобождены от ряда проблем с помещением и организацией досуга детей. Например, сама собой решается проблема, где и как разместить 20-30 приглашённых гостей, так как в любой школе и детском саду всегда найдётся соответствующего размера зал. Кстати, именно поэтому ребёнку не надо стоять перед непосильным выбором, кого из друзей позвать на празднование дня рождения, а кого — нет.

7. Организация праздника-обучайки в учреждении, которое посещает ребёнок, часто остаётся единственным способом разрешения ряда психологических проблем. Например, если ребёнок никак не может подружиться с ребятами своей группы детского сада. Или если у ребёнка имеются проблемы первичного позиционирования в школьном социуме при переходе в новую школу. Для многих стеснительных детей просто необходимо стать в центре общего праздника, чтобы наладить контакты с другими детьми.

8. Многие сценарии дней рождения-обучаек подразумевают активное участие в празднике самих детей: дети разучивают стихи или исполняют небольшие роли, что даёт им возможность проявить свои творческие способности.

9. Дни рождения-обучайки благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребёнка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию. Во время выступления на празднике идёт двойное воздействие: с одной стороны дети-артисты стараются донести до зрителей важные идеи, а зрители в виде внимания и сопереживания дают эмоциональную отдачу юным артистам. Так рождается уникальный процесс взаимного духовного обогащения. После выступления в душе детей остается чувство собственной значимости и уникальности.

Проведение дня рождения ребёнка в детском саду или школе имеет ряд особенностей.

Конечно, можно устроить праздник в честь одного единственного именинника, но более логичным кажется объединение всех «сезонных» именинников. При этом можно дать именинникам особые роли в представлении. Например, трёх летних именинников сделать помощниками Феи Лето с именами Июнь, Июль, Август. Именинники почувствуют своё особое положение на данном празднике и станут активными участниками театрализованного представления. Зимним именинникам можно дать роли помощников Снегурочки — Вьюги, Метели, Снегопада, Позёмки и т. д. Можно сделать участие в празднике в качестве актёра сюрпризом для ребёнка — в начале праздника пригласить именинников на сцену, выдать им минимальные атрибуты роли (маску, плащ или стилизованный головной убор). Пусть всё, что будет делать именинник, это приносить по просьбе ведущей необходимый реквизит. Но даже это имеет значение для ребёнка.

Рекомендую также кроме поздравления именинника сделать публичное представление ребёнка. Например, будет не лишним сказать, что нашу именинницу зовут Катя Иванова, она родилась 10 октября, она занимается музыкой и любит мультфильмы про принцесс. А ещё дома у неё живёт хомячок. Подобная информация поможет детям узнать друг о друге и обратить внимание коллектива на тех детей, которые стеснительнее других.

Составляя день рождение-обучайку, я всегда придерживаюсь двух правил. Первое: стараться максимально привлечь к активному участию всех детей — через конкурсы или небольшие выступления. Второе: придумывать программу так, чтобы в качестве аниматоров (актёров в роли сказочных героев, организующих конкурсно-игровую программу) выступали два-три человека.

День рождения-обучайка часто требует, чтобы дети заранее выучили стихи и роли мини-сценок. Привлечение к организации праздника самих детей помогает развивать эмоционально-волевую сторону личности, ведь дети в процессе подготовки и выступления вместе радуются маленьким победам, рассуждают над причинами неудач. Репетиции выступлений становятся почти волшебным мероприятием, которое помогает сплотить детский коллектив. Различные ситуации во время репетиции учат детей взаимопомощи, уважению и терпению. Однако предостерегу вас от устаревшей практики устраивать общую репетицию или, как это принято называть, «прогон» выступления. Ведь если дети знают точно, кто что и когда говорит, новизна праздника теряется. Лучше, чтобы у каждого ребёнка была небольшая роли в каком-то фрагменте праздника, и тогда можно проводить мини-репитиции отдельных отрывков праздника.

Сейчас много пособий по организации детских праздников, однако большинство предлагаемых программ абсолютно невозможно применять в реальной жизни. Ну скажите, как детский сад, школа или сами родители именинников организуют собственными силами праздник, в сценарии которого должны участвовать не менее 8 персонажей? По опыту я поняла, что оптимальное число взрослых, задействованных в организации праздника — два-три человека. Тогда в качестве ведущих праздника могут выступать и педагоги учреждения, который посещает ваш ребёнок, и сами родители.

Не бойтесь сами изобразить из себя пирата или сказочную фею. Чтобы понравится детям, не надо быть профессиональными актёрами, а надо быть искренним и эмоциональным, изображая своего персонажа. Поделюсь собственными воспоминаниями. Моего дедушки уже давно нет на свете. Он был очень известной личностью — экономистом, профессором, бессменным ректором крупнейшего в регионе вуза. Но каждое лето для нас, трёх внучек и всех окрестных детишек, устраивался весёлый День Нептуна. И мой дедушка, серьёзный человек, которого уважали и ценили в руководящих и научных кругах, без тени смущения наряжался в водоросли и траву, мастерил трезубец и после игр с детьми плюхался в Волгу. Спустя годы мне открывается всё с большей силой, с какой любовью к нам это делалось.

Конечно, вы можете пригласить для организации дня рождения-обучайки профессиональных аниматоров. Наведите заранее справки, имеют ли выбранные вами аниматоры опыт организации праздников в дошкольных и школьных учреждениях. Проведение массовых праздников в учреждениях имеет свою специфику: тут аниматорам приходится руководить не 5-10 детьми, как на празднике дома или в мини-студии, а как минимум 20-30 детьми, что требует особых навыков. Развлекательные шоу-программы для небольших компаний динамичны, насыщены активными играми и играми-догонялками. Если же гостей много, как в случае дня рождения-обучайки, требуется соблюдать чередование видов деятельности — 2-3 активные игры, потом спокойный конкурс. Более того, чтобы дети не перевозбудились, после первой активной части программы предложите им просмотр небольшого кукольного спектакля.

Почему именно кукольный спектакль?

Посмотрите, с какими лицами дети следят за развитием сюжета кукольной сказки, как они сопереживают героям. Любовь детей к кукольным представлениям заложена в особенностях психики, так как кукольные персонажи воспринимаются ими практически как самостоятельные живые персонажи.

Этот сказочный, игровой мир манит и завораживает детей, увлекает и незаметно воспитывает их.

Для ребёнка кукольная сказка — это возможность научиться думать, оценивать поступки героев, усвоить этические нормы, развить память и речь. Кукольный театр создаёт хорошее настроение, обогащает детей впечатлениями, вызывает у них разнообразные эмоции, способствует их общему развитию. Как вид искусства кукольный театр помогает воспитывать детей в эстетическом плане. Дети чутко реагируют на красоту слова, музыки, оформления спектакля. Певучий язык сказок с повторяющимися устойчивыми оборотами («мышка-норушка», «лягушка-квакушка», «жили-поживали, добра наживали», «тридевятое царство») помогает развивать речь.

При желании кукольный театр можно использовать как мощное средство коррекции недостатков и смягчения проблем в детском коллективе. Постарайтесь, чтобы содержание ваших праздничных программ имело нравственную направленность. Противостояние добра и зла, жестокости и сострадания, глупости и мудрости, правды и лжи — вся гамма чувств и поступков кукольного спектакля и самого праздника-обучайки позволят детям сформировать опыт нравственного поведения.

Кроме несомненного педагогического эффекта нельзя не отметить и то, что организация кукольного спектакля гораздо проще, чем организация театрализованного представления с массой актёров. В то же самое время 2-3 человека могут в рамках кукольного спектакля показать около 10 различных героев.

Ширмы для кукольного театра можно приобрести в специализированных магазинах или приобрести через Интернет. Также можно изготовить ширму самостоятельно. Например, склеить из коробок. Декорации лучше всего рисовать на кусках белой материи гуашью, а крепить на ширме с помощью иголок и кнопок. Это позволит быстро заменить декорацию при смене сцены в пьесе.

Хотя игрушки для кукольного театра имеются в продаже, по опыту, наиболее выразительны самодельные игрушки. У всех нас дома скапливаются ненужные плюшевые мишки, пушистые зайцы, кудлатые собаки. Распорите старую игрушку по шву, выньте наполнитель, немного переделайте, чтобы она стала легкоуправляемой — и актёр кукольного театра перед вами.

Заключающим аккордом праздника может стать вручение подарков детям. Конечно, именинники должны получить особые подарки — развивающие книги, наборы для рукоделия, диски с добрыми мультфильмами или музыкальное ассорти. Но будет правильно, если небольшие сюрпризы получат все дети коллектива. Количество призов должно быть по числу детей плюс один на случай, если у кого-то сюрприз потеряется или испортится. В качестве сюрпризов детям нравятся тоненькие раскраски, мининаборы паззлов или, например, наборы фломастеров.

Отмечу, что в последние два года всё чаще родители, заказывая на дом развлекательную программу в честь дня рождения ребёнка, просят организовать именно развивающее-обучающее мероприятие. И это замечательно, так как дни рождения-обучайки, опирающиеся на русские народные сказки, учат добру и отзывчивости, знакомят детей с неустаревающими ценностями и нормами поведения. Поэтому предложенные в данной книге сценарии будут полезны не только педагогам, но и родителям, которые могут в домашних условиях устроить ребёнку оригинальный праздник.

День, который ждут весь год

Накануне семилетия старшего сына я спросила, какой праздник у него самый любимый. Честно говоря, я ожидала услышать, что Рождество и Новый год, так как зимние празднества у нас растягиваются на три недели бесконечных подарков и развлечений. Но Герман неожиданно ответил: «День рождения, потому что это лично мой праздник, и всё в этот день — только для меня». Подумайте, насколько это точно подмечено! День рождения — единственный праздник в году, когда ребёнок становится маленьким королём или королевой, когда всё происходит ДЛЯ НЕГО и только РАДИ НЕГО.

Каждые родители в состоянии устроить для ребёнка потрясающий день рождения, полный радости и сюрпризов. Но почему же многие из нас так часто отказывают ребёнку в этом празднике?

Давайте вспомним все те оправдания, которые мы часто придумываем своему бездействию, и задумаемся над истинными его причинами.

1 ОТГОВОРКА: Мы сами не умеем. Любым делом должен заниматься профессионал, а на профессионала у нас нет денег.

В действительности мы хотим сказать следующее: я не уверен(а) в своих силах, не разбираюсь в потребностях и мечтах ребёнка, поэтому не хочу брать на себя ответственность за организацию праздника. Лучше пригласить аниматора со стороны, тогда в случае неудачи я буду не при чём. Но так как организация праздника стоит дорого, то лучше обойтись вообще без шумного празднования.

2 ОТГОВОРКА: День рождения — это семейный праздник, посидим за столом с бабушками и дедушками. В конце концов, друзей ты видишь каждый день, а родственники все вместе собираются только по таким памятным датам.

Признайтесь, вам в детстве никогда не устраивали шумные детские праздники, и в какой-то момент вы решили, что это правильно. Наверное, сейчас вы тоже не отмечаете собственный день рождения. А теперь вспомните, как вы в детстве завидовали одноклассникам — Кате, Маше, Паше и т. д., которым мама с папой организовывали «вечеринки» с конкурсами и весёлыми играми.

Пригласите ваших родственников в любой другой день, в конце концов, чтобы собраться за одним столом, официальный повод не нужен. А день рождения ребёнка оставьте ЕГО праздником.

3 ОТГОВОРКА: Не хочется устраивать шумное празднество, потому что квартиру разнесут.

Когда вы не организовываете активность детей, а позволяете им делать что заблагорассудится, вы получаете полный хаос. Выход — заранее продумать сценарий праздника или хотя бы последовательность игр. Ещё не замечен ребёнок, который променял бы весёлые игры с друзьями за приз на бесцельную беготню по квартире.

4 ОТГОВОРКА: У нас маленькая квартира.

Организуйте первую часть программы во дворе, отметьте

праздник на свежем воздухе. Помню, однажды получилось, что ребёнок без ведома родителей пригласил так много друзей, что играть в маленькой квартирке было невозможно, детей даже негде было рассадить. И тогда мы решили перенести праздник на детскую площадку во дворе. Стол накрыли там же, на свежем воздухе. Постепенно к празднованию дня рождения присоединились все дети, которые вышли погулять в это время, и в результате получилось грандиозное шоу!

Чтобы не создавать дополнительных проблем, заранее определите ребёнку, что он может пригласить, например, только 5 друзей. Или же устройте дома праздник с преобладанием интеллектуальных и творческих конкурсов, а после чаепития отведите всех детей на час в развлекательный центр по соседству. Там даже без вашего участия дети с удовольствием потратят лишнюю энергию.

5 ОТГОВОРКА: Подготовка целой программы — это долгий процесс, у меня нет ни времени, ни способностей, чтобы создать праздничную атмосферу или сшить костюм.

Неужели вы так легко признаётесь, что вы — неумеха с отсутствием фантазии? Не верю! Создать дома соответствующий антураж, подготовить реквизит и костюмы достаточно просто. Приведу несколько примеров.

Костюм кошки — это облегающее платье или штаны с блузкой, хвост и ушки из кусочков меха и грим на лице в виде гигантских раскосых глаз, чёрного носика и усов. Такой грим можно нарисовать обычным карандашом для глаз.

Костюм Деда Мороза можно сделать из одноцветного банного халата — достаточно расшить его ёлочной мишурой и блёстками.

Яркое вечернее платье превратится в наряд сказочной феи, если к нему присоединить накидку из отреза переливающейся органзы, надеть диадему и взять в руки «волшебную» палочку.

Костюм пирата состоит из тельняшки и надетой поверх неё грубой жилетки, широких штанов (позаимствуйте штаны мужа или дедушки — главное, чтобы они были размера на два больше вашего). Штаны надо подпоясать платком наподобие кушака. Чёрная повязка на один глаз, игрушечная сабля на боку и грим в виде небритых щёк и усиков завершат картину.

Для костюма Бабы-Яги возьмите цветастую длинную юбку, обвяжите её на поясе шалью с бахромой. Любую старую блузку с длинным рукавом частично порвите. Кое-где пришейте грубыми стежками на юбку и блузку разноцветные заплаты. На голову — платок. Лицо и руки испачкайте, выделите и нижнее, и верхнее веко тёмными тенями. На ноги наденьте грубые носки. Вот и получилась Баба-Яга, остальные штрихи образа добавит ваша артистичная игра.

Порой родители сомневаются, что ребёнку понравятся развлечения, если в роли пирата выступит папа, а Бабу-Ягу сыграет бабушка. Это не так. Дети очень быстро вживаются в сказочный сюжет, переставая отделять реальность от сказочных событий. Вы будете удивлены, услышав из уст ребёнка, что к нему на Новый год приходил «самый настоящий Дед Мороз», а на день рождения «прилетали инопланетяне».

6 ОТГОВОРКА: Я не могу скакать, развлекая детей, ведь я уже не девочка. Это неприлично. Что скажут люди?! Это глупо: я — ив роли Бабы-Яги...

А почему развлечь и поиграть с собственным ребёнком считается чем-то постыдным?

7 ОТГОВОРКА: Я никогда этого не делал(а), даже не знаю, с чего начать.

Если вы этого не делали, то не стоит думать, что не получится. Самые простые праздничные сценарии могут быть сыграны в домашней обстановке без предварительной подготовки. В любом случае, не бойтесь экспериментировать и импровизировать, тогда праздник получится динамичным, полным неожиданных творческих находок.

Чтобы праздничная программа получилась динамичной, примите во внимание некоторые правила. Составляя сценарий, постарайтесь следовать плану: начало праздника — не более 15 минут — посвящено имениннику. Поскольку не все дети могут быть знакомы друг с другом или ещё не раскрепостились, ваша цель — создать положительный настрой и сплотить ребят. Если дети маленькие, лучше, чтобы программу начинал один аниматор, а второй подключался уже после кукольного спектакля. Создать праздничный настрой помогут всевозможные поздравления и пожелания.

Стихотворное поздравление ребёнка должно быть коротким и весёлым. Лучше, если вы в стихотворной форме обыграете, сколько лет исполнилось имениннику. Например:

Крикнем мы УРА опять, (Радоваться повод есть)

И у нас на лицах свет,

Ведь тебе сегодня — пять, (шесть)

Пять (шесть) твоих чудесных лет!

 

Клоуны, подарки, торт,

Шарики, варенье.

Что за праздник к вам идёт?

Это — день рождения!

 

Будем в игры мы играть

С самого утра.

Ведь Полине (Алисе, Катюше и т. п.) нынче пять!

Крикнем ей: УРА!

В начале праздника хорошо прочитать праздничную телеграмму:

За столом сидим в гостиной —

Юбилей справляем чинный.

Кто причиною тому,

Понимает, что к чему:

 

От макушки и до пяток

Нынче лет ему — десяток.

И мы все, горя от жара,

Поздравляем юбиляра!

Оглашаем телеграмму:

 

«Слушай папу, слушай маму.

Кушай кашку, суп с лапшой,

Будь здоров — расти большой!..»

Виновнику торжества, без сомнения, будет приятно, если в поздравлении прозвучит его имя.

До чего же вырос ты,

Стал такой хороший!

Поздравляем от души,

С праздником, Алёша!

 

Будет весело нам всем,

Не кривя душой:

Поздравляем! Лёше (Саше, Васе и т. д.) — семь,

Ты уже большой!

Можно использовать стихи, связанные с тем временем года, когда происходит праздник (родился именинник). Особенно уместны такие стихи, если в качестве аниматора у вас будет «сезонный» персонаж — Снегурочка, Фея лета, Королева Осень, Гриб-боровик или Бабочка.

На дворе стоит июнь,

Распевают птицы.

Одуванчик — только дунь,

Тотчас разлетится.

 

С каждым днём короче тень,

И цветы — всё краше.

Нынче — лучший летний день,

День рождения Маши (Саши, Даши, Паши и т. и.)!

Или:

Кружит белая пурга,

Вьётся над землёю.

И кругом лежат снега

Белой пеленою.

 

Бьёт в окошко колкий снег,

Ветер завывает.

Здесь же радость, игры, смех,

Что мы отмечаем?

После поздравлений переходите к простым играм, посвященным имениннику и его празднику. Подойдут разнообразные конкурсы пожеланий, викторины. Активных игр должно быть немного — одна-две, затем приступайте к изюминке вашего праздника — кукольному спектаклю.

Ширму для кукольного театра можно легко склеить из больших картонных коробок, которые с удовольствием бесплатно отдадут вам в ближайшем магазине компьютерной или бытовой техники. Декорации рисуйте на больших листах бумаги (ткани) и присоединяйте к ширме булавками. Для смены таких декорации вам нужно только снять верхний слой, а под ним — уже новый. Лучше всего декорации рисовать гуашью, тогда они получатся ярко. Если же вы собираетесь устраивать праздники постоянно, то возьмите для изготовления декораций краску для ткани, блёски, объёмные элементы.

Для домашнего спектакля, если делать ширму некогда, вырежьте из коробок деревья, домик-теремок с окошками и остальные декорации, необходимые для сказки. Накройте скатертью гладильную доску и поставьте все декорации на доску.

Сейчас в магазинах большой выбор игрушек для кукольного театра. По опыту известно, что детям больше нравятся мягкие игрушки-перчатки. Игрушки с резиновой головой и тряпичным телом меньше размером и менее выразительны, к тому же они часто распадаются на составные части прямо во время спектакля. Если вам нужен персонаж, которого не удаётся купить, то сделайте героя сказки самостоятельно, распоров мягкую игрушку и вытащив из неё наполнитель. Зачастую, чтобы игрушка-зверёк была удобнее в управлении, необходимо задние лапы (которые больше) пришить вместо передних.

Слова кукольного спектакля можно не учить наизусть, а прочитать по листу-подсказке. Все равно пока вы прячетесь за ширмой, никто не видит, читаете вы или говорите по памяти. Пара советов: говорите вверх, не нагибая голову, иначе плохо слышно. Следите, чтобы рука с игрушкой не вылезала слишком высоко над ширмой, иначе её будет видно. Если вам придётся играть несколько ролей, потренируйтесь, чтобы у всех персонажей были собственные характерные голоса. Если вы одновременно держите над сценой две игрушки, то шевелиться должна та, которая «говорит», а вторая, по возможности, находиться в покое.

Итак, кукольный спектакль проведён, и теперь начинается самая весёлая часть праздника, изобилующая подвижными играми. Не забывайте чередовать: 2-3 подвижные игры — одна спокойная.

Среди игр есть безусловные лидеры, которые не надоедают детям, сколько бы раз рни бы в них ни играли. Во-первых, это любые игры «на соображалку» — лабиринты, ребусы, отгадывание загадок. Во-вторых, игры-задания, требующие что-либо бросать и кидать, например, обкидать снежками отрицательного героя или сбить кегли. Наконец, детям очень нравятся игры под условным названием «кочки». Тут детям нужно бегать или прыгать до тех пор, пока не раздастся условный сигнал. После условного сигнала дети должны занять стулья или встать ногами на картонные «кочки». Но «кочек» всегда чуть меньше, чем детей, поэтому нерасторопные дети постепенно выбывают из игры.

Безусловно, ваш праздник получит дополнительную изюминку, если вы добавите игру на совместное творчество — починить порванную открытку или сделать поделку на тему спектакля.

Воплощение любого праздничного сценарий требует музыкального фона. Все необходимые музыкальные заставки, отрывки и песни лучше всего записать на отдельный диск или кассету в правильной последовательности, чтобы во время представления не пришлось судорожно разыскивать нужную композицию.

Детский день рождения особенно понравится имениннику и гостям, если вы заранее позаботитесь о призах для всех приглашённых детей. Призы выдаются гостям и имениннику за победы в конкурсах и даже за участие в определённых играх (например, за выполнение творческих заданий). Детям 2-3 лет призы не требуются, они их только отвлекают. Но им обязательно надо унести со дня рождения что-то на память. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы в конце праздника каждый получил маленькую игрушечку или книжку.

С детьми старше 4 лет действует правило: чем призов больше — тем радостнее праздник. Как-то я подслушала разговор детей, которые определили, что день рождения их одноклассника Максима оказался «самым крутым», так как на том празднике каждому досталось аж по 5 призов.

У ребят в этом возрасте заработанные призы поднимают самооценку. Немаловажно, что даже самые капризные детки активно участвую в конкурсах, если знают, что их ожидает какой-то приз. Личным опытом подтверждено, что оптимальное количество мини-подарков -— 5-6. Дети не должны вознаграждаться за каждый конкурс, поскольку важно сохранить их интерес к сказочному сюжету программы.

Если же вы проводите праздник в детском саду или в компании, где более 25 детей, правильным будет раздать подарки-призы детям в самом конце праздника. Иначе полпраздника уходит на сравнивание: «А какой приз у тебя?» — и поиск потерянных вещичек.

В качестве призов выбирайте те мелочи, которые так ценятся детьми: маленькие карманные блокнотики со смешной обложкой, шариковые ручки или карандаши с изображением мультяшных героев, брелоки, маленькие коробочки с паззлами или головоломками, мыльные пузыри, значки или наклейки, раскраски и небольшие книжки.

Призовые наборы приобретайте по числу детей на празднике плюс один. Дополнительный набор позволит вам поменять сломавшуюся ручку или облитый соком блокнотик. Призовые вещи должны быть однотипными, но могут незначительно отличаться. Например, допустимо, чтобы ручки имели колпачки разного цвета. Если призы заметно отличаются, может возникнуть конфликт: «Мой приз плохой, хочу такой же, как у Васи». Кстати, изначально пресекайте попытки детей вытребовать себе другой приз: «Поменяйте мне на такую же ручку, только жёлтую».

От стандартных праздничных программ отличаются программы для детей, находящихся в больнице, и детей-инвалидов. Во-первых, такие ребята редко бывают на представлениях, и потому они недополучают сказочной атмосферы, которая в избытке есть у обычных детей. Зачастую эти дети также не умеют себя правильно вести. Они могут излишне эмоционально и шумно реагировать на отдельные эпизоды программы, поэтому из сценариев должны быть исключены любые отрицательные персонажи, можно предлагать спектакли, рассчитанные на детей помладше.

Как мальчикам, так и девочкам из данной группы детей не надо предлагать брутальных персонажей-аниматоров вроде пирата. Выбирайте лёгких и воздушных героев: волшебниц и фей, бабушку-сказочницу, королевну или Златовласку, клоуна. Этим детям нужны волшебные персонажи, которые умеют колдовать и протянуть руку помощи из волшебной страны. Ни в коем случае не зовите доктора Айболита!

Игры для «особых» детей составляют исходя из способностей и возможностей детей. Для показа в больнице лучше выбрать спокойную программу, без кричалок и шумелок. Одновременно заручитесь поддержкой персонала хотя бы на час устроить в больничной палате атмосферу карнавала — принести с собой шары и свистелки, серпантин и цветы. И ещё: не экономьте на призах. У этих детей так редко бывают праздники, им так сильно нужна эта радость...

Отдельно упомянем организацию детского праздничного стола. Прошли те времена, когда о «крутизне» праздника судили по богатству яств на столе. Из года в год убеждаюсь, что дети никогда не съедают даже четверти того, что им предложили на празднике. Для детей гораздо важнее сказка, развлечения и общая атмосфера, так как они идут на праздник не для того, чтобы поесть, а чтобы поиграть. Поэтому оставьте застолье взрослым, а потратьте больше энергии и средств на то, чтобы детям было весело и интересно. К тому же всегда оказывается, что у кого-то аллергия на курицу, кто-то не любит рис, а кто-то умудряется к расстройству родителей заляпать праздничный наряд.

Для детей до 11 лет ограничьтесь лёгкой закуской из минитартинок с колбасой и сыром, фигурно нарезанным фруктовым ассорти и одним горячим блюдом. Вместо торта лучше предложить гостям пирожные, которые удобно есть прямо руками, например, мини-корзиночки. Если пирожные красиво разложить на блюде, то в них можно вставить именинные свечи. Соки должны быть доступны детям постоянно, в том числе и во время игровой программы. Не покупайте газированные напитки — они чрезвычайно сладкие, поэтому плохо утоляют жажду у активно играющих детей.

Начиная с 11 лет детям можно накрыть почти настоящий праздничный стол. И даже здесь нужно только подобие взрослого застолья, потому что детям хочется не столько поесть, сколько изобразить, что они уже достаточно большие. Поэтому горячее блюдо должно быть красиво оформлено, а для утоления жажды на стол поставьте хотя бы пару бутылок детского шампанского.

В заключение позвольте дать небольшой совет о стиле одежды. Конечно, приятно смотреть на пятилетнюю принцессу в пене из оборочек и пышных юбок. Но представьте, как неудобно в этом всём прыгать и играть. В излишне помпезных нарядах дети чувствуют себя скованно. Им мешают многочисленные нижние юбки, им жарко в пиджачках, им давят заботливо завязанные галстуки. К тому же надо следить, чтобы на всё это великолепие не пролился сок и не упало пирожное, иначе бурная мамина реакция испортит весь остаток вечера. Поэтому, если вам так хочется, нарядите детей отдельно для фотографирования, а потом переоденьте во что-нибудь лёгкое и практичное, чтобы ребёнок мог вдоволь повеселиться.

Автор: Анна Рудова

Рекомендуем посмотреть:

Как организовать и провести интересный праздник для детей в домашних условиях

Сценарий Дня рождения на природе мальчика 9 лет

Сценарий на День рождения девочки 8 лет дома с конкурсами с друзьями

Сценарий на День рождения девочке 10 лет с конкурсами дома

Сценарий на День рождения 5 лет мальчику в домашних условиях

Нет комментариев. Ваш будет первым!