Как подготовить ребенка к школе

Как подготовить ребенка к школе

Если родители хотят подготовить ребенка должным образом к школе, они должны осознавать, что это трудное и ответственное дело. С ребенком надо беседовать о школе, о значимости знаний, которые он там получит. Надо показывать школу со всех сторон, не вселяя в него чувства эйфории, дескать «для тебя все там будет просто», но и не сгущать краски — «у тебя ничего не получится». Дошкольник, как правило, очень хочет в школу. Его влечет новизна общения, изменение свой жизни, красота учебных принадлежностей. В современной школе к обучению в первом классе готовы как шестилетки, так и семилетки. Но год разницы в возрасте очень большой срок, поскольку процессы развития ребенка в этом периоде интенсивны. Так следует отметить, что продуктивность ребенка шести лет и семи лет разная. Хотя следует сказать, что это выражается индивидуально, а значит и работа с такими детьми предполагает индивидуальное решение.

С физической, психологической и социальной точки зрения дети и шести и семи лет вполне готовы к обучению в школе. В чем это выражается?

С физической точки зрения, организм ребенка от шести до семи лет интенсивно развивается. Ребенок растет и его позвоночник очень чувствителен к нагрузкам. Есть специальный термин, обозначающий физическую готовность ребенка к школе — «школьная зрелость». Это обозначает, что состояние организма школьника обеспечи­вает возможность его обучения и пребывания в школе. Конечно, смена режима сказывается на физическом состоянии ребенка. К примеру, подвижность, свойственная ему в этом возрасте, сменяется на статический режим «сидения». Работоспособность первоклассника еще не велика и к концу четвертого урока она снижается. С этим связан распорядок уроков в первом классе. Они, как правило, составляют 35 минут, по крайней мере, в первой четверти, пока дети не адаптируются к новым для них условиям. Самыми продуктивными днями считают вторник и среду, а вот пятница — наиболее слабый в продуктивном смысле день обучения. Именно с эти­ми днями соотносят расписание уроков в школе. Наиболее сложные, такие как математика и обучение грамоте ставят первыми уроками. У детей отмечается быстрая утомляемость, поэтому чрезвычайно важно поддержи­вать их физическую активность. На уроках организуют физкультминутки. Это такие своеобразные паузы, дающие возможность детям подвигаться и повысить работоспособность. На переменах организуются подвижные игры, дающие возможность детям отдохнуть и физически «заправиться» к следующему сидению на уроке.

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологическая готовность ребенка к школе связана, прежде всего, с развитием познавательных процес­сов. Приведем обобщенные критерии готовности познавательной сферы ребенка.

Умственное развитие дошкольника предполагает наличие необходимых знаний об окружающем мире. Главное в этих знаниях не объем, а их обобщенность. Развитие образного мышления в этом возрасте дает ребенку возможность обобщения получаемых знаний. Очень важно для дошкольника познакомиться с основными знаниями, определяющими разные направления научных знаний. К примеру, знания о живой и нежи­вой природе, о деятельности человека и пр. Если правильно заниматься с ребенком, у него сформируются представления, отображающие закономерности наблюдаемых им явлений. Особое место в нем отведено специальным знаниям, позволяющим в первом классе овладевать грамотой, счетом, техникой решения задач. Несмотря на всю значимость знаний для дошкольника, более важное место в его готовности отводится развитию познавательных интересов и деятельности. Развитие познавательных интересов процесс долгий. Чем больший объем знаний и интеллектуальная активность, тем про­дуктивнее развитие познавательного интереса. Необходимый уровень развития познавательной деятельности, достаточный для обучения в школе, включает произвольное управление этой деятельностью и определенные качества восприятия и мышления, позволяющие ребенку выделять необходимые для обучения свойства явлений и предметов.

Социальная готовность ребенка к школе

Социальная готовность как раз и связана с изменением подходов к портрету дошкольника. Для ребенка, поступающего в школу, очень важно, чтобы школа его «приняла». Ведь не секрет, что дети практически все очень хотят пойти в школу. Безусловно, мотивом может быть набор простых и привлекательных внешне атрибутов в виде портфеля, пенала, фломастеров, красивых тетрадок и учебников. Волевая сфера еще не развита в полной мере, но именно соподчинение мотивов дает возможность ребенку управлять своим поведением. Кроме того, школа представляется неизведанным и манящим миром, где ребенок может серьезно изменить свой статус. Его личностные качества определяют место в среде сверстников. Это очень важно для ребенка, поскольку в совместной деятельности формируются важнейшие качества личности и мотивы ее деятельности. Нахождение в системе школьных коллективных отношений для младшего школьника представляет как интерес с одной стороны, так и достаточно тяжелый труд с другой. Ведь, придя в школу, ребенок наделен инди­видуальным жизненным багажом. У одних есть представление о том, как взаимодействовать со сверстниками. Этому их научила детсадовская жизнь. А у других детей нет этого представления, или, наоборот, есть отрицательный опыт взаимодействия. Этому их научила улица. Совместная деятельность детей является тоже удовлетворением потребностей ребенка. Именно игровая деятельность, являющаяся ведущей в дошкольном возрасте, помогает ребенку овладевать так необходимыми ему социальными навыками. В ходе игровой деятельности ребенок реализует потребность в межличностных, то есть доверительных, близких отношениях со сверстниками. Межличностные отношения — это отношения не по принуждению, отношения добровольного выбора ре­бенка. Межличностное общение играет большую роль во взаимодействии ребенка со сверстниками. Оно является неким механизмом защиты ребенка от неблагоприятных влияний взрослого мира. Именно в системе межличностных отношений ребенок находит понимание.

Таким образом, ребенок в школе видит не источник знаний, а место для взаимодействия со сверстниками, место для удовлетворения своих потребностей. У него не сформирован пока мотив получения знаний, именно это и предстоит сделать учителю, но позитивные социальные мотивы, как правило, сформированы и именно они призваны помочь учителю в его работе по формированию положительного отношения к обучению у первоклассников.

Комфортность и успешность пребывания ребенка в школе во многом зависит от уровня его подготовлен­ности. А этот уровень, в свою очередь зависит от того, где и с кем готовился ребенок к школе. Если он посещал детский сад, то подготовкой его к школе занимались про­фессионалы. Если же не посещал детский сад и готовился дома, то возможно посещал подготовительные курсы. Но в любом случае, помощь родителей не помешает.

Рекомендуем посмотреть:

Полезные советы родителям по подготовке детей к обучению в школе

Сколько может идти адаптация к школе?

Ваш ребенок – первоклассник! Полезные советы и рекомендации для родителей первоклассников

Адаптация ребенка к школе

Нет комментариев. Ваш будет первым!