Воспитание самостоятельности у детей до 3 лет

Воспитание самостоятельности у детей до 3 лет

Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста

Про детскую самостоятельность

— Сынок, ты в комнате прибрался?

— Да, только проверять не надо!

На вопрос «Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок был самостоятельным?», наверное, любая мама ответит: «Да».

А как вам такое проявление самостоятельности? Недавно мой двухлетний ребенок, пока я в комнате гладила белье, самостоятельно открыл холодильник, достал оттуда банан, взял из ящика нож и порезал его (так удобнее есть).

Не будем лукавить: такое проявление самостоятельности вызывает у мамы противоречивые чувства. Во-первых, открыл холодильник, во-вторых, взял без разрешения. Ну а самое главное — он взял НОЖ!

Однако дети — это не роботы: нажали на кнопку — и они в нужной вам ситуации самостоятельные, нажали на другую кнопку — и они безропотно следуют вашим инструкциям. Дети либо самостоятельные, либо нет!

Существует расхожее мнение, что ребенок начинает проявлять самостоятельность в возрасте 3 лет. Психологи еще называют этот возраст возрастом «Я САМ!». Но это верно только отчасти. Слово «самостоятельность» произошло от словосочетания «сам стоит», а значит, первые проявления самостоятельности возникают именно с того момента, когда ребенок научается сам стоять. И проявляет он ее, в первую очередь, для того, чтобы порадовать своих маму и папу. Ведь нередко, желая поощрить ребенка, мы говорим ему: «Какой ты молодец! Делаешь все сам, как взрослый!»

А когда мы ругаем его за то, что он принял какое-то самостоятельное решение, то вызываем у своего ребенка противоречивые чувства. Он не понимает, почему мама ругается, когда он решил помочь ей помыть посуду. Ведь он же все делает, как она! Малыш не видит, что при этом разливает воду на пол, что сам мокрый «по уши», что ставит тарелки так, что они могут упасть и разбиться... Но он очень любит маму! И чтобы она не сердилась, не огорчалась, он просто впредь не будет так делать! И каждым таким «выговором» мы, сами того не зная, воспитываем в ребенке неуверенность в себе и нежелание принимать самостоятельные решения.

Как же тогда быть? Как найти ту самую золотую середину, чтобы ребенок принимал самостоятельные решения, но при этом не наносил вреда себе и окружающим людям и предметам?

К сожалению, нельзя сначала подавить в ребенке самостоятельность, как говорится, до лучших времен, а потом, когда вам покажется, что он уже до этого дорос, разрешить ему быть самостоятельным.

Самостоятельности нужно учить с самого первого дня ее проявления! На самом деле, нет ничего страшного в том, что двухлетний ребенок режет ножом банан. НО! Только в том случае, если он научен с ним обращаться. Если же вы видите, что ваш ребенок пока не умеет обращаться с ножом, просто уберите его подальше — так, чтобы он его не достал: обезопасьте пространство ребенка! Не создавайте провокаций!

Учите ребенка обращаться с вещами, если он проявляет к ним интерес. Например, и Дениска, и Танюшка с 1,5 лет помогают мне вымешивать тесто для пирога или блинчиков при помощи миксера. Я научила их правильно брать миксер за ручку так, чтобы не повредить руки и не расплескать тесто. Детям такого возраста это уже под силу. Главное, чтобы все происходило под присмотром взрослых.

Давайте ребенку такие поручения, чтобы у него было ощущение, что он делает это сам: подмести пол, пропылесосить ковер, собрать свои игрушки и даже погладить свои носовые платки. При этом проявляйте максимум терпения и выдержки! И не забывайте хвалить!

Если вам не нравится, что ваш ребенок берет вещи без разрешения, объясняйте ему это! Слово «нельзя» он понимает уже примерно с 8 месяцев.

Особой темой является обучение ребенка самостоятельно одеваться (раздеваться), умываться, кушать. Как правило, родителям очень хочется, чтобы эти действия дети побыстрее научились делать сами. Но тут надо помнить правило: чем меньше заострять внимания, тем меньше будет проблем.

Все дети, рано или поздно, начинают самостоятельно кушать, одеваться (раздеваться). Более того, они хотят этому научиться! Главное, не утрируйте и не торопите события. А вот когда они сами проявляют в этом инициативу, обязательно поощряйте; навязчиво показывайте, как правильно делать, но ни в коем случае не заставляйте!

Бывает и так, что ребенок вдруг просит покормить его или одеть, хотя сам это уже умеет. Не стоит настаивать на том, чтобы он в обязательном порядке сделал все сам. Ну, настроение у него сегодня такое или приболел. А вам же это не сложно?! И ваш малыш от этого не разучится делать все самостоятельно! Не надо провоцировать истерику и детские капризы «на ровном месте».

Все советы по формированию самостоятельности сводятся к одному правилу-девизу: «Сначала мама, потом — вместе и, наконец, сам!»

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для родителей старшей группы. Музыкальное воспитание в семье

Как воспитывать у детей уважение

Какой бывает детская агрессия

Консультация для родителей старшей группе детского сада. Изобразительная деятельность

У ребёнка проблемы со сном. Что делать?

Нет комментариев. Ваш будет первым!