Игры на развитие речи у детей 4-5 лет

Игры на развитие речи у детей 4-5 лет

Развивающие игры для детей среднего дошкольного возраста в домашних условиях

Хотите, чтобы ребенок грамотно говорил, — тренируйте его. Здесь вам поможет чтение и, конечно, игры. Чем чаще вы будете заниматься с ребенком, тем более развитой и сложной будет становиться его речь.

В раннем возрасте важно развивать мышцы артикуляционно-речевого аппарата, фонематический слух, активно пополнять словарный запас, восполнять недостатки в развитии грамматических навыков.

Предложенные игры помогут ребенку научиться вычленять звуки последовательно или по месту их расположения; различать звуки по твердости, мягкости, звонкости, глухости. А это позволит активизировать навык словообразования и словоизменения.

Игры помогут развить лексико-грамматический строй речи — ребенок научится грамотно составлять и понимать грамматические конструкции, правильно использовать род и падеж, правильно ставить ударения.

Часть игр направлена на развитие смысловой догадки: ребенок, исходя из контекста, научится правильно предугадывать окончание слова или фразы.

Данные игры направлены на активное развитие словарного запаса, что способствует исчезновению затруднений в понимании смысла слов из-за их отсутствия в активном словаре ребенка. Ребенок научится правильно употреблять слова в самостоятельной речи и понимать различные значения одного слова.

Обобщаем предметы

Игра на усвоение понятия категории, учит обобщению

❀ Организуйте игры по определенной теме: «Больница», «Кафе», «Магазин» и т. д.

❀ Во время таких игр можно не только выучить с ребенком новые слова, но и объяснить ему, что группу предметов можно назвать одним словом. Это поможет ребенку усвоить понятие категории, научиться обобщать.

Например, в родовое понятие «продукты» включается множество видовых: «молоко», «сахар», «хлеб» и т. д.

❀ Все эти знания в дальнейшем будут служить одним из показателей развития речи и прочих сторон личности ребенка, их будут неоднократно проверять на различных тестированиях, экзаменах и других испытаниях.

Профессии

❀ Малышу необходимо объяснить не только, как называется тот или иной специалист, но и что он делает. Например, продавец взвешивает товар, упаковывает, подает, берет деньги и сдает сдачу; парикмахер расчесывает волосы, стрижет, красит, завивает, укладывает и т. д. Так постепенно растет словарный запас, и вы не перестаете удивляться тому, как быстро ребенок вводит новые слова, обороты и выражения в свою речь.

❀ Чтобы слова не только произносились, но и закреплялись в активной памяти, нужно играть с ребенком в игры по различным профессиям.

Рассказ за ужином

Упражнение на развитие навыка повествовательной, диалоговой речи

❀ Помогайте ребенку высказываться, стимулируйте его желание поделиться с другими людьми информацией.

❀ Обычно вся семья собирается за вечерним столом. Попросите ребенка рассказать, как он провел свой день, какие события его впечатлили.

❀ А потом сами расскажите, как вы провели день.

❀ Это поможет ребенку научиться структурировать свои мысли, выбирать главное, привьет навык повествовательной речи, научит вести диалог.

Фоторепортеры

Необходимый инвентарь: фотоаппарат.

❀ Предложите ребенку игру в фоторепортера. Объясните ему, что вам поручено сделать отчет о жизни одной семьи.

❀ Эта игра займет у вас не один день.

❀ Подумайте вместе с ребенком, что нужно снять. Составьте план.

❀ Обычно дети легко осваивают устройство простых механизмов. Если у вас цифровая «мыльница» — это совсем не составит для него труда. Если вы все же не доверяете устройство ребенку, то попросите его выбирать места и ситуации для фотографирования.

❀ После проведенной фотосессии (за завтраком, дневными заботами по хозяйству, на прогулке, за приготовлением еды, за занятиями, ужином и приготовлением ко сну и т. д.) можно обсудить с ребенком, достаточно ли у вас материала.

❀ Затем распечатайте фотографии.

❀ Составьте альбом «Один день из жизни нашей семьи». Копию альбома можно выслать как подарок бабушкам.

❀ Вы не раз будете возвращаться к этому альбому и просить ребенка рассказать о том, как он проводил съемки. Предложите ребенку, опираясь на фотографии, составить рассказ о вашей семье.

Художники-иллюстраторы

❀ После какого-нибудь интересного похода или события, впечатлившего ребенка, попробуйте вместе с ним нарисовать картинку на тему увиденного.

❀ Пусть это не будет произведение искусства, но обсуждение нарисованного поможет малышу запомнить новые слова и точнее зафиксировать свои наблюдения.

Учим прилагательные

Игра учит ребенка активно описывать признаки предметов

❀ Во-первых, разнообразьте свою речь обилием прилагательных. Это хорошо получается и в бытовой обстановке. Например, малыш просит дать ему попить, а вы предлагаете выбрать: «В какую чашку тебе налить воды: в желтую или синюю? В пластмассовую или стеклянную?».

❀ Во-вторых, играйте игрушками, позволяющими видеть как можно больше признаков: большие, маленькие, мягкие, твердые, квадратные, круглые и т. д. Просите ребенка описывать игрушки (зайка розовый, мягкий, с длинными ушами, черным носиком, в желтой кофточке, веселый и т. д.).

Какой он?

Игра учит ребенка активно описывать признаки предметов

❀ Попросите ребенка принести все квадратное, что он найдет в доме. Например: книгу, коробку, кубик, доску с кухни, компакт-диск, телевизор и т. д. А потом попросите его описать все предметы, объединяемые одним признаком — квадратные.

❀ Пусть он найдет и объяснит сходства и различия предметов, а также их назначение.

Тренировка

❀ Можно устроить соревнование между детьми или командой папа и сын или мама и бабушка.

❀ Задание — дать как можно больше характеристик того или иного предмета, человека или животного. Например, рассказать, какая у вас бабушка: добрая, заботливая, умная, хозяйственная, прилежная и т. д.

❀ Учите ребенка сочетаниям существительного и прилагательного: отличная хозяйка, мокрый пес, славная погода и т. д.

Животные и их детеныши

❀ Одна из излюбленных тем на многих тестированиях и проверках — «Животные и их детеныши».

❀ Показывайте и называйте ребенку кошку с котятами, собаку со щенками, как живых, так и на картинках. Ребенок чаще всего использует в речи то, что видел и хорошо знает. Попутно можно рассказать и о том, как нужно заботиться о наших меньших братьях, чем кормить, какие повадки у того или иного животного. Это тоже очень важно и интересно ребенку.

Учимся пересказывать сказки

Необходимый инвентарь: маски или мягкие игрушки.

❀ Легче всего получается пересказ любимых сказок. Прочитайте вместе с ребенком его любимую сказку и попросите ответить на вопросы: «Кто тебе больше всех нравится? А почему? А кто в этой сказке злой? А почему?» и т. д.

❀ Можно даже разыграть небольшой спектакль, распределив роли между взрослым и ребенком, можно привлечь к участию в мини-спектакле папу, бабушку. На первых порах достаточно приобрести несколько масок героев сказок или просто подобрать мягкие игрушки.

❀ И хотя рассказ ребенка вначале будет состоять всего из нескольких предложений, постарайтесь, чтобы он произносил свои реплики эмоционально, с интонациями, передающими его отношение к тому, о чем он говорит.

❀ Когда ребенок научится играть роли тех или иных персонажей, можно попросить его сыграть роль рассказчика. К этому времени он должен достаточно легко справляться с этой задачей, ведь вы столько раз проигрывали его любимую сказку.

Что ты слышишь?

Игра на тренировку слуха, развивающую способность распознавания речевых и неречевых звуков.

Необходимый инвентарь: музыкальные инструменты (дудочки, барабан, трещотки, бубен), фольга, бумага, книга и т. д.

❀ Вы, конечно, понимаете, что малыш хорошо произносит звуки в том случае, если он хорошо слышит и различает их на слух.

❀ Посадите ребенка на стул спиной к себе: он не должен видеть ваши манипуляции, только слышать, а потом определить, на чем вы играли или чем производили тот или иной звук.

❀ Начните с простого — с музыкальных инструментов, а затем переходите к другому: бумаге, фольге, перелистыванию страниц в книге и т. д.

❀ Можно усложнить задание, перемещаясь по комнате и издавая звук справа или слева от ребенка.

❀ Затем поменяйтесь ролями. Отвечая, намеренно ошибитесь и посмотрите, поправит ли вас ребенок. Попросите его повторить звук.

Кто как разговаривает

Фонетическая тренировка

❀ Попросите ребенка показать, как разговаривает корова, как разговаривает ее детеныш, чем различаются их голоса.

❀ Ребенок не только учится различать голоса по нескольким признакам, но и пытается при этом анализировать разницу между звуками.

❀ Прося ребенка изобразить звуки, издаваемые разными животными, вы закрепляете умение воспринимать, произносить и различать звуки.

Звуки

К четырем годам уже многие звуки ребенок должен произносить правильно. К звукам, освоенном на третьем году, добавляются «с», «з», «ц». Четко произносятся «ы», «э», «х», с которыми еще могли быть проблемы. Ну, а если ваш ребенок правильно произносит еще и «ш», «ж», «щ», «ч», «л», «р», он просто умница. Впрочем, если он еще не может правильно произнести что-то, не стоит расстраиваться: впереди есть время их освоить, а вам надо продолжать заниматься тренировкой слухового внимания и развивать речь малыша.

❀ Учите ребенка отыскивать звук в слове. Не произносите слово «звук». Просто попросите его в слове «зеркало» найти букву «з». Договоритесь об условном сигнале, который ребенок будет издавать, подтверждая наличие звука в слове.

❀ Затем спросите, есть ли в слове «слоненок» буква «з».

❀ Попросите его несколько раз произнести букву «з», пропеть ее, сказать быстро, медленно.

❀ Достаточно двух - трех таких вопросов-тренировок в день.

Поём звуки

❀ Попросите ребенка пропеть мотив какой-нибудь простой песенки, но вместо слов нужно петь определенный звук, например «ц» или «ш».

Читаем стихи различаем звуки

Игра на закрепление умения воспринимать, произносить и различать звуки

❀ Учить различать звуки можно и при чтении. Для этого прекрасно подходит стихотворение «Путаница» К. И. Чуковского:

Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!».

А за ними и утята:

«Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

Квакать!».

Свинки замяукали:

«Мяу, мяу!».

Кошечки захрюкали:

«Хрю, хрю, хрю!».

Уточки заквакали:

«Ква, ква, Ква!».

Курочки закрякали:

«Кря, кря, кря!».

Воробышек прискакал

И коровой замычал:

«Му-у-у!».

Прибежал медведь

И давай реветь:

«Ку-ка-ре-ку!»...

❀ Или стихотворение Агнии Барто:

Скажи погромче

Слово «гром» —

Грохочет слово,

Словно гром.

Скажи потише:

«Шесть мышат» —

И сразу мыши

Зашуршат.

Скажи:

«Кукушка на суку» —

Тебе послышится:

«Ку-ку».

А скажешь слово

«Листопад» —

И листья падают,

Летят,

И словно наяву,

Ты видишь осень:

Желтый сад

И мокрую траву.

Скажи «родник» —

И вот возник,

Бежит в зеленой чаще

Веселый ключ журчащий.

Мы и родник зовем ключом

(Ключ от дверей тут ни при чем)...

Интервью

Упражнение помогает закрепить у ребенка навыки ведения диалога

❀ Сначала познакомьте детей с новыми словами:

♦ интервью — беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете;

♦ репортер — человек, задающий вопросы;

♦ респондент — человек, отвечающий на вопросы.

❀ Выберите тему для разговора. Например, обсудите недавний поход в театр, кино, или просмотр нового мультфильма, передачи по телевизору, или впечатления от новой сказки, похода в гости и т. д.

❀ Для начала взрослый берет на себя роль репортера, а ребенок исполняет роль респондента. Репортер задает вопросы, респондент отвечает на них.

❀ Потом обязательно поменяйтесь ролями.

Картинки-загадки

Игра учит выделять главное и второстепенное, закрепляет навыки описания предметов

Необходимый инвентарь: карточки с изображениями различных предметов.

❀ Выбирается водящий. Он достает из мешочка одну из карточек и начинает описывать то, что на ней изображено.

❀ Игроки предлагают свои варианты ответов.

❀ Следующим водящим становится тот, кто первым ответил правильно.

Сочини предложение

Необходимый инвентарь: карточки с изображениями различных предметов.

❀ Дайте ребенку две карточки. Попросите его придумать предложение, в котором употреблялись бы слова, обозначающие изображенные на этих карточках предметы.

❀ Можно устроить соревнование между взрослым и ребенком: кто придумает больше предложений. Победить, конечно, должен ребенок.

❀ Если в игру играют более двух детей, то можно сочинить рассказ: по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия предметов с двух карточек.

❀ Затем предложите детям другие карточки и снова попросите их по очереди придумывать предложения.

❀ Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, то в следующий раз предложите им три, четыре слова для составления предложений.

❀ Задача взрослого — помочь детям научиться составлять сложные, нестандартные, оригинальные предложения.

Что означает выражение?

Игра учит понимать устойчивые словосочетания слов, фразеологизмы и пословицы.

❀ Разбирая в игровой форме фразеологизмы и пословицы, вы научите ребенка правильно понимать выражения, которые мы постоянно используем в своей речи. И тогда ваш ребенок, услышав выражение «спит без задних ног», не будет искать задние ноги у своей спящей собаки, а после слов «у меня забот полон рот» не попросит вас их выплюнуть.

❀ Выполнение заданий в игре «Что означает выражение?» поможет ребенку правильно использовать фразеологизмы в собственной речи.

❀ Прочитав ребенку выражение, спросите, как он его понимает, а потом объясните ему истинный смысл содержания.

❀ Попробуйте придумать ситуацию, в которой можно употребить это выражение.

❀ За одно занятие нужно использовать одно - два выражения.

Примеры:

♦ Дело мастера боится.

♦ Всякий мастер на свой лад.

♦ На все руки мастер.

♦ Портной испортит — утюг загладит.

♦ Картошка поспела — берись за дело.

♦ Без труда и в саду нет плода.

♦ Каков уход, таков и плод.

♦ Больше дела — меньше слов.

♦ Всякий человек у дела познается.

♦ Горе есть — горюй, дело есть — работай.

♦ Без дисциплины жить — добру не быть.

♦ Заработанный хлеб сладок.

♦ У кого сноровка, тот и действует ловко.

♦ Без начала нет конца.

♦ Без порядка толка нет.

♦ Без работы пряников не купишь.

♦ Глаза боятся — руки делают.

♦ Семь раз отмерь — один раз отрежь.

♦ Труд — лучшее лекарство.

♦ Терпение и труд все перетрут.

♦ Будешь книги читать.— будешь все знать.

♦ Дом без книги, что без окон.

♦ Хлеб питает тело, а книга питает разум.

♦ Где ученье — там уменье.

♦ Ученье и труд вместе живут.

♦ Ученье — свет, а неученье — тьма.

♦ Почитай учителя, как родителя.

Противоположность

Необходимый инвентарь: карточки с изображениями различных предметов.

❀ Ведущий показывает ребенку одну картинку.

❀ Задача малыша состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет.

❀ Ребенок обязательно объясняет, почему он выбрал тот или иной предмет.

❀ Например, ведущий показывает картинку, на которой изображен стол. Ребенок может назвать слово «машина» и объяснить: стол — деревянный, прямоугольный, неподвижный, а машина — железная, округлая, передвигается.

Мостик

Необходимый инвентарь: карточки с изображениями различных предметов.

❀ Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую.

❀ Задача ребенка — придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее «мостиком» между ними.

❀ Ответ ребенка должен быть обязательно обоснован им.

❀ Например, даются два слова: «чашка» и «подоконник».

Связующим словом-мостиком могут быть слова: «поставить» (мама попросила дочку поставить чашку на подоконник), «упасть» (чашка упала с подоконника), «стоять» (чашка стояла на подоконнике).

Шаги

Игра способствует расширению словарного запаса, развитию речи

❀ Прочертите финишную черту: до нее должно быть не больше 6-7 шагов.

❀ Придумайте тему, на которую будут называться слова. Например, вежливые слова, слова-поздравления, ласковые слова, «все квадратное», «все деревянное» и т. д.

❀ По очереди делайте шаги, но лишь после того, как названо слово на выбранную тему.

Шаги навстречу

Игра способствует расширению словарного запаса, развитию речи

❀ Подходит для двух и более игроков.

❀ Две команды выстраиваются друг напротив друга. Между ними должна быть проведена разделительная полоса.

❀ Задается тема игры. Можно использовать темы, приведенные в предыдущей игре. Можно называть слова на определенную букву или звук.

❀ Шаг можно сделать, назвав нужное слово. Побеждает та команда (игрок), которая первой дойдет до разделительной черты.

Следствие ведут колобки

Игра развивает мышление, повествовательную речь, концентрацию внимания

❀ Подходит для индивидуальной работы с ребенком и для коллективной игры.

❀ Ведущий говорит: «Я потерял друга (подругу). У него зеленые глаза, светлые волосы и белые брови. Он очень любит играть в компьютерные игры и есть макароны. У него на одежде много собачьей шерсти, он веселый и озорной» и т. д.

❀ Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.

❀ В игре с маленькими детьми допускается описывание одежды.

❀ Если игра коллективная, то описывают детей, принимающих в ней участие. Если играют взрослый и ребенок — описывать можно только хорошо знакомых людей: родителей, близких друзей ребенка, бабушку, дедушку.

Круги

Игра закрепляет навыки определения свойств предметов, расширяет словарный запас

❀ Игра коллективная.

❀ Дети встают в два круга — внешний (большой) и внутренний (3-4 человека).

❀ Дети из внешнего круга стоят, а дети из внутреннего идут вместе с ведущим — взрослым — и приговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем... кислое».

❀ Игроки внешнего круга должны быстро назвать что-то кислое, например лимон.

❀ Ребенок, первым назвавший нужное слово, становится во внутренний круг. Игра продолжается: «Мы по кругу идем и с собою берем... твердое (сладкое, жидкое, легкое и т. д.)».

❀ Когда число игроков во внутреннем круге становится больше числа игроков внешнего круга, игра заканчивается.

Продолжаем предложение

Игра учит ребенка отвечать на вопрос «Почему?», развивает мышление

❀ Сделайте заготовку из нескольких предложений, в которых содержался бы развернутый ответ, начинающийся со слов «потому что».

❀ Попросите ребенка закончить предложение.

Примеры:

♦ «Дети вышли на улицу в теплой зимней одежде, потому что...».

♦ «Птицы улетели на юг, потому что...».

♦ «Лягушка-путешественница не долетела до жарких стран, потому что...».

♦ «Мама украсила торт свечами, потому что...».

Когда я был в (на)...

Пара расширяет словарный запас, способствует закреплению навыков повествовательной речи, тренирует память

Необходимый инвентарь: карточки с буквами и слогами.

❀ Игра подходит для индивидуальной работы с ребенком и для коллективного занятия.

❀ Карточки выкладываются на середину стола. Игроки по очереди берут их.

❀ Первый игрок берет карточку и говорит: «Я был на прогулке и видел...». Он должен назвать что-нибудь, начинающееся с буквы, которая написана на его карточке. Называть можно не только существительные. Например, на букву «л» можно назвать и лужу, и летающую птицу, и лиловую машину.

❀ Если вы будете использовать карточки со слогами, то необязательно, чтобы этот слог стоял в начале слова.

❀ Варианты тем: «Я был на море...», «Я был в детском саду...», «Я был в лесу...», «Я был у бабушки ...» и т. д.

Предлоги

Игра закрепляет навыки владения предлогами

Необходимый инвентарь: одноразовая картонная тарелка, кубик.

❀ Расчертите тарелку на секторы. В каждом секторе напишите предлоги «на», «в», «под», «над», «с», «за», «перед», «к» и др.

❀ Ребенок бросает кубик на тарелку. Сектор, в который попал кубик, становится игровым.

❀ С предлогом игрового сектора ребенок должен придумать предложение. Пусть сначала оно будет простым. Чем чаще вы будете заниматься с ребенком, тем более развитой и сложной будет становиться его речь.

Продолжи ряд

Игра на развитие способности обнаруживать определенные арамматические закономерности

❀ Умение использовать аналогии послужит вашему ребенку опорой и при изучении иностранных языков.

❀ Задания для этого упражнения родители без труда могут придумать сами.

❀ Вот несколько примеров:

♦ Люди — человек, дети — ...

♦ Сын — дочь, внук — ..., племянник — ...

♦ Тундра — олень, лес — море — ...

♦ Шпалы — деревянные, рельсы — ...

♦ Пассажир вошел в автобус, пассажир едет в ..., пассажир выходит из ..., пассажир стоит рядом с ...

♦ Лодка — лодочка, корабль — ..., машина — ...

♦ Летчик — самолет, машинист —...

♦ Сахар — в сахарнице, масло — в ..., хлеб — в ..., соль — в ...

♦ Ложка — ложки — много ложек, вилка — ... — много ..., нож — ... — много ...

Какие бывают слова

❀ Прочитайте ребенку стихотворение М. Пляцковского «Какие бывают слова»:

Есть сладкое слово — конфета.

Есть быстрое слово — ракета.

Есть кислое слово — лимон.

Есть слово с окошком — вагон.

Есть слово колючее — ежик.

Есть слово промокшее — дождик.

Есть слово упрямое — цель.

Есть слово зеленое — ель.

Есть книжное слово — страница.

Есть слово лесное — синица.

Есть слово пушистое — снег.

Есть слово веселое — смех.

❀ Затем назовите слово (например, «курица», «улица», «машина» и др.) и спросите, каким оно может быть. Каждый игрок придумывает свое определение.

Похожие слова

Игра на изучение синонимов. Помогает усвоить разные значения одного и того же слова, приучает выбирать наиболее точные слова, избегать повторении

❀ Объясните ребенку, что об одном и том же можно сказать разными словами. Например:

♦ Наш котенок веселый (забавный, смешной, потешный, комичный).

♦ Погода на улице сегодня печальная (грустная, нерадостная).

♦ Заяц трусливый. А как еще можно сказать? (боязливый, робкий, пугливый).

♦ Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать? (удирает, мчится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги).

Слова наоборот (антонимы)

❀ Ко многим словам можно подобрать слова с противоположным значением.

❀ Взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Например:

♦ сахар сладкий, а соль...

♦ дорога широкая, а тропинка...

♦ пластилин мягкий, а камень...

♦ чай горячий, а мороженое...

♦ щавель кислый, а арбуз...

♦ заяц бежит быстро, а черепаха ползет...

♦ днем светло, а ночью...

Многозначные слова

❀ Иногда мы одним и тем же словом называем разные предметы.

❀ Например, лук — овощ и лук — оружие.

❀ Обсудите с ребенком, какие значения есть у слова «игла»? Это может быть швейная игла, иглы у хвойных деревьев, иглы у ежа.

❀ Обсудите, какие значения могут быть у слов «ручка», «носик», «язычок»; «гладит», «бежит», «летит», «несется»; «румяный», «дорогой», «крепкий», «свежий».

Длиннее короче

❀ Взрослый просит ребенка внимательно послушать задание: «Сейчас мы будем сравнивать слова — какое из них короче, а какое длиннее. Я буду называть два слова, а ты будешь говорить, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Например, слово “столик” длиннее слова “стол” а вот если бы мы сравнивали вещи, то стол был бы длиннее и больше столика. Ты все понял? А теперь попробуй самостоятельно определить, что длиннее, а что короче».

❀ Слова для сравнения: «карандаш» и «карандашик», «усики» и «усы», «хвост» и «хвостик», «змея» и «змейка», «червяк» и «червячок» и др.

Игра в слова

Пара способствует пополнению словарного запаса

❀ Попросите ребенка назвать как можно больше слов, обозначающих игрушки, овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, инструменты, мебель, профессии и т. п.

Что этот предмет может делать?

❀ Взрослый называет предмет и спрашивает у ребенка, что это предмет может делать? Например, метла может мести, лопата — копать и т. д.

❀ Примеры слов: солнце, дождь, ночь, ложка, качели, кошка, птица, самолет и др.

❀ Не забудьте при каждом ответе спрашивать: «А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?». Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.

Какой он?

❀ Попросите ребенка описать, каким, по его мнению, может быть: дерево, снег, пух, стекло, железо, бумага и т. д.

❀ Например, железо — тяжелое, холодное, твердое, серое и т. д.

❀ Затем попросите его назвать предметы, которые могут быть железными, бумажными, деревянными и т. д.

Кто может быть таким же?

❀ Попросите ребенка назвать предмет такой же круглый, как мяч (солнце, арбуз, елочная игрушка, яблоко, воздушный шар и др.);

♦ такой же узкий, как шнурок (пояс, косичка, веревочка, скакалка, соломка и др.);

♦ такой же быстрый, как поезд (машина, река, вода, заяц, велосипед, ракета и др.);

♦ такой же желтый, как дыня (солнце, яичный желток, цыпленок, одуванчик, осенний листок и др.).

Один и много

❀ В первой части игры взрослый просит ребенка: «Мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты измени слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу “ложка” а ты должен сказать “ложки”».

❀ Примеры: книга, ручка, лампа, город, стул, ухо, ребенок, человек, стекло, имя, весна, друг.

❀ Во второй части игры взрослый называет много предметов, а ребенок должен сказать слово, обозначающее один предмет. Например: когти, облака, воины, листья; цветы, пилы, молодцы, стебли.

Уменьшение

❀ Попросите ребенка сказать, как будет называться маленький предмет. Маленький мяч — это мячик, а маленький стол — это...

❀ Примеры: трава, рука, плечо, солнце, банка; стул, книга, флаг, чашка, шапка.

Смысл слова

В игре ребенок учится ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки

❀ Попросите ребенка объяснить, как он понимает смысл слов «велосипед», «нож», «шляпа», «мяч», «письмо», «зонтик», «подушка», «гвоздь», «осел», «мех», «алмаз», «соединить», «лопата», «меч», «неприятность», «храбрый», «герой», «стихотворение» и др.

Путаница

❀ Предложите ребенку навести порядок в предложении, то есть правильно расставить слова по смыслу, на свои места.

♦ Птица — в — летит — небе.

♦ Рыба — под — живет — водой.

♦ Винни-Пух — любит — очень —мед.

♦ Пирожки — столе — на — лежат.

♦ Белка — грибы — на — готовит — зиму.

Найди ошибку

Игра на внимательность, на усвоение смысла текста.

❀ Прочтите ребенку предложение и спросите, все ли в нем верно. Что нужно исправить в предложении? Примеры:

* Летом листва с деревьев облетает.

* Пингвин замахал крыльями и полетел прямо в небо.

* Мальчик стеклом разбил мяч.

* Бабушка испекла суп.

* Дети пошли купаться на футбольное поле.

* Я пожал ему голову.

* Зимой река покрылась водой.

* Мама ставит вазу с цветами в стол.

* В полу лежит ковер.

Подбери рифму

Вариант 1

❀ Объясните ребенку, что два слова могут рифмоваться между собой, если они оканчиваются одинаково, например: Маша — каша, ложка — кошка и т. д.

❀ Рифмуйте слова сначала вместе с ребенком, а затем предложите ему самостоятельно подобрать рифмы к словам: каша, вой, подушка, сок, снег, кружок, миска, речка, тучка, бочка.

❀ Ребенку нужно подобрать не меньше трех рифм для каждого слова.

Вариант 2

❀ Читая ребенку двустишия, попросите его закончить фразы, правильно подобрать слова, близкие по звучанию и смыслу.

Дети в скверике сидели

И мороженое... (ели).

(И. Курлат)

А возле этой елки

Бродили злые... (волки).

(А. Барто)

Елочка, елка,

Колкая... (иголка).

(М. Ивенсен)

Стала петь мышонку утка:

Га-га-га, усни... (малютка)!

(С. Маршак)

Часто к озеру напиться

Ходит рыжая... (лисица).

(В. Голяховский)

Стала жаба важно квакать:

— Ква-ква-ква, не надо... (плакать)!

(С. Маршак)

— Заг, давай играть в футбол!

Забивай скорее... (гол)!

(С. Сабашников)

Вдруг небо тучей затянуло,

Из тучи молния... (сверкнула).

(Л. Песков)

Рекомендуем посмотреть:

Дидактические игры с предметами для детей средней группы ДОУ

Музыкальные игры для детей 4-5 лет

Игры с детьми дома, 4-6 лет

Зимние игры в средней группе

Нет комментариев. Ваш будет первым!