Когда-то французский деятель культуры Буффон изрек: «Каждый человек — это стиль». Да, все мы — яркие индивидуальности, да, о вкусах не спорят, но вообще-то вопрос о нашей «неповторимости» спорен и несколько преувеличен. И здесь же вспоминается другая истина: «Все в мире повторяется». На самом деле потребности людей различаются лишь в деталях, а в основе своей они очень схожи. Именно эта схожесть и позволяет говорить нам о стиле.
В последнее время мы все чаще слышим слово «стиль». Понятия «стильный человек», «стильная одежда», «стильная обувь» и т.д. основательно укоренились в повседневной лексике. Однако то, что уместно в обыденном, повседневном употреблении слова, в среде дизайнеров звучит не всегда верно.
Стиль — это образ жизни, воплотившийся в сферах искусства. А основная черта любого стиля — эстетическое единство объекта. Другими словами, если некие составные части объединяет общий почерк, идея, дух, то это стиль. Эпоха, уровень развития материальной культуры, мода и мораль часто диктуют свои правила игры и ограничивают буйство нашей фантазии.
Проведем различие между стилем, стилевым направлением и стилизацией. Стиль — это стройная система конструктивных и декоративных элементов. Их комбинация для каждого стиля индивидуальна и уникальна. Например, классицизм основан на конструктивной системе ордера, для рококо характерны декоративные орнаментальные элементы и т. д. Важно отметить, что стиль, помимо современных ему пристрастий, отражает социально-культурные вкусы. Смена общественных идей всегда сопровождается сменой стилей.
Введем классификацию, определив две основные группы стилей интерьера
В первую выделим стили исторические, такие как готика, барокко, классицизм, конструктивизм. Они возникали в определенные периоды времени, развивались и затем исчезали, сменяясь новыми. Некоторые из них принято именовать большими. Это стили, проявившиеся во всех областях искусства — от музыки и поэзии до архитектуры, интерьера и костюма: античная классика, романский стиль, готика, ренессанс, барокко, классицизм, модерн, постмодернизм и т. д. Прерогатива создания и пропаганды «больших» стилей всегда оставалась за творческими силами общества и знатью. Поэтому в массовом сознании «большие» стили всегда ассоциировались с роскошью, представительностью и «элитарностью». Однако мир изменился, и в современном интерьере трудно найти слепое следование какому-нибудь из исторических стилей. Чаще всего дизайнеры в духе постмодернизма используют только отдельные детали «больших» стилей, либо берут какой-то стиль за основу и вольно трактуют его в духе современных представлений о комфорте, используя новейшие материалы и технологии.
Другие стили воплотились не столь полно. К историческим стилям относятся также ампир, конструктивизм, минимализм, хай-тек. Иногда можно встретить определение «стиль Перикла», «стиль Георга», «стиль Людовика XIV» или «стиль Адама». Все это разновидности одного большого стиля.
Вторая группа — так называемые этнические стили. Они определяются элементами народного (этнического) быта. Например, в русском народном стиле используются детали архитектуры, декора или мебели Древней Руси. Другой вариант — подчеркнуто функциональный американский народный стиль и т. д. Многие дизайнеры пользуются принципами американской планировки, берущей начало во времена освоения Дикого Запада. Вы можете оформить жилище в виде ковбойского ранчо, мексиканского дома, малайзийской хижины или чукотского чума. Один из самых комфортабельных и фешенебельных представителей этой же группы — модный сейчас скандинавский стиль.
Стилевым направлением обычно называют явление, которое проявилось фрагментарно, не охватив все сферы человеческой жизни. Например, романтизм, бидермейер, неоготика, неоклассицизм и т. д.
Понятие стилизация является производным от стиля и обозначает творческую свободную интерпретацию его элементов. Всякая стилизация стремится к созданию современного и нового, обращаясь к художественным приемам прошлого. Исторические стили живут в определенное время, и восстановить их, не исказив, практически невозможно и нецелесообразно. Поэтому «повторение» стиля живет в современности лишь в виде стилизации. Так, например, обращаясь в дизайне интерьера к египетскому, византийскому, этрусскому или античному стилям, мы, как правило, создаем стилизацию.
Стиль стал сегодня более гибким, более мобильным, более открытым влияниям извне. Безусловно, это следствие единого «информационного поля», в котором существует современная цивилизация. Новые тенденции со скоростью света распространяются по миру, приживаясь или отторгаясь, модифицируясь или оставаясь неизменными в каждой отдельно взятой стране.
Но сами тенденции существуют. Сегодня огромный выбор отделочных материалов и аксессуаров дает возможность оформить помещения в различных стилях от классики до авангарда. Вместе с ростом производства, новейшими технологиями изменяется и отношение человека к миру и к своему дому. Урбанизация и тяга к экологичности, бешеные ритмы современной жизни и желание тишины — все это проявилось в новых стилях.
Каждый сформировавшийся стиль по-своему эстетически совершенен и привлекателен, и на каждый из них найдется свой «покупатель». Хочется только напомнить, что соответствие квартиры характеру хозяина — его привычкам, мировоззрению — главное условие при выборе и разработке стиля любого интерьера.
И, наконец, тем из вас, кто решил начать практическую работу над стилевым направлением своего интерьера, мы хотели бы дать несколько полезных советов:
1. Лучше всего выбирать стиль, исходя из образа вашей жизни. Можно придерживаться этого стиля в оформлении всего интерьера, а можно — в пределах одного помещения.
2. Не пытайтесь воспроизвести стиль полностью. Если вы остановились на историческом или этническом стиле, не стоит золотить потолки в спальне или воспроизводить в натуральном виде бревенчатую избу.
3. Найдите в своем доме место для стилевого акцента.
4. Существует три уровня применения стиля в современном интерьере. Выберите для себя наиболее оптимальный:
1-й уровень— радикальный,— это полная реконструкция помещения с целью воспроизвести пространство, пропорции, объемы стиля;
2-й уровень — здесь главная декоративная доминанта интерьера — это конструктивный элемент стиля (например арка, колонна или пилястра);
3-й уровень — самый простой, требующий минимальных затрат сил и ограничивающийся включением в интерьер стилевого акцента (им может стать как отдельный предмет, так и группа предметов).
ВЫБОР СТИЛЯ ИНТЕРЬЕРА
Что может быть интереснее создания интерьера собственного дома или квартиры? Но не всегда хозяева могут сразу определить, какой именно стиль лучше всего соответствует их жизненному укладу.
Посоветуйтесь с семьей, постарайтесь максимально учесть пожелания домочадцев. В некоторых случаях стоит отказаться от агрессивных или слишком современных стилей оформления — они не подходят ни маленьким детям, ни их бабушкам и дедушкам, хотя, возможно, и по разным причинам. Кроме того, на выбор стиля оказывает заметное влияние функциональное назначение того или иного помещения.
В современных малогабаритных квартирах одна и та же комната зачастую служит и кабинетом днем, и гостиной вечером, и спальней ночью. Поэтому приходится отдавать предпочтение универсальной мебели, поэтому достаточно сложно удержаться в рамках того или иного стиля. Но недопустимое когда-то смешение стилей сейчас все больше и больше входит в моду, а огромный выбор отделочных материалов и аксессуаров дает возможность воплотить самые смелые дизайнерские идеи.
После изучения стилей оформления интерьера нужно взвесить все «за» и «против» и выбрать наиболее подходящий для вас вариант. Случается и так, что понравившийся стиль при детальном изучении оказывается неподходящим. Правильнее будет отказаться от него в пользу какого-либо другого — дальнейшие неудобства могут сильно испортить впечатление от ремонта, а все труды пропадут впустую.
Один из способов изменить интерьер до неузнаваемости — осветить помещение другим образом. Современные точечные светильники позволяют сделать это с минимальными затратами. Меняя интенсивность и фокус освещения в квартире, легко получить интерьер, который будет меняться в соответствии с вашим настроением.