Китч в интерьере

Китч в интерьере

Определение «китч-интерьер» появилось относитель­но недавно и означает оно новомодную категорию ин­терьеров. Основной идеей китча является насмешка над историей и художественными традициями, вкусами и стилями.

Это своего рода нигилизм в архитектуре, от­рицающий все ее предыдущие достижения.

Это когда откровенная безвкусица становится принципом выбо­ра, а бьющая в глаза несочетаемость цветов и предме­тов интерьера — его основной отличительной чертой.

Например, позолоченная лепнина по карнизу, на ярко-синем потолке — крупные блестящие звезды, у стен симметрично стоят кадки с пальмами, а пол выложен керамической плиткой с восточными мотивами.

СОЗДАЕМ ИНТЕРЬЕР В СТИЛЕ КИТЧ. ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ ИНТЕРЬЕРА В СТИЛЕ КИТЧ

Вещи в стиле китч входят в моду, когда старые образ­цы хорошего тона приедаются и вызывают тоску, а но­вая эстетика еще не сформировалась. Исторически это обычно совпадает с какими-то кризисами: социальны­ми или экономическими, когда обстановка становится нестабильной, а общество ждет перемен. И поэтому мода на вещи в таком стиле достаточно кратковременна.

Но всегда существует определенное количество людей, в характере которых присутствует некий ниги­лизм от природы, им нравится ставить окружающих в недоумение, опровергать авторитеты. Такие люди в любую эпоху экстравагантно одеваются и столь же оригинально обставляют свое жилье. Так что китч как стиль присутствует постоянно. Как правило, китч рож­дается от чрезмерного богатства и пресыщенности или, наоборот, от вопиющей, бросающей вызов бедности. Но в любом случае — это стремление эпатировать, таким образом проявив свою неординарность.

Вообще, как правило, излюбленной темой стиля китч являются псевдоисторическая архитектура и интерье­ры. Остроконечные башни и башенки загородных кот­теджей, в обилии «украшающих» такие произведения, узкие готические окна в сочетании с современными жалюзи и рулонными ставнями и соответствующее внутреннее убранство: огромную «рыцарскую» гости­ную украшает электрический камин. Все это типич­ный китч, но не ироничный, а серьезный. Когда хозя­ин не то, что не замечает подделок, он уверен, что они производят впечатление подлинников.

Такой китч, возникающий от неумелого подражатель­ства благородным образцам, уходит своими корнями в далекое прошлое. Это стиль провинциальных дореволюционных гостиниц, стремящихся походить не иначе, как на «Асторию» в Петербурге. И тогда бархат заме­няют на плюш, позолоченные багеты — на толстые леп­ные рамы, покрытые бронзовой краской «под золото», а «картины» заказывают у базарного мастера, с непре­менным сохранением сюжета. Мраморные барельефы стен и колонн можно нарисовать, чем тратиться на на­стоящий благородный камень. А вот проделав все это, можно наслаждаться скопированной красотой и кичить­ся собственным «богатством». Так что русский аналог слова китч существовал давно и, что самое интересное, довольно точно отражал смысл понятия.

Помимо китча, возникающего как подделка под «благородство» на полном серьезе, есть, как мы уже говорили, китч как стиль в искусстве. Его суть в осо­знанном стремлении к созданию вещей-отрицаний и произведений-насмешек. Это как раз то чувство, кото­рым руководствуются даже известные мэтры-дизай­неры, с юмором создавая иногда шедевры-пародии.

Так, на Миланской мебельной выставке 2002 года, как писалось в репортажах, «было много мебели в стиле не­укрощенного, бьющего через край роскошного китча». Например, «дворцовые» кровати и затейливые диваны с атласной обивкой и золочеными ножками. А известный дизайнер Филипп Старк однажды удивил всех уродли­выми (но достаточно смешными) гномиками, выполнен­ными в базарно-лубочном стиле и использованными в виде ножки стола. А потом он создал и люстру в виде стеклянных полок, на которых стоят хрустальные вазы-плафоны, и назвал этот светильник «Шрамы роскоши». Этот остроумный предмет — добрая ирония старого мэт­ра над теми, кто любит демонстрировать свое богатство.

Но бывает и китч-интерьер от бедности, у него другой облик. В таких интерьерах основными материалами являются полиэтиленовые занавески, самодельные перегородки, настенная живопись из аэрозольных бал­лончиков с ярко-кислотными красками и мебель, най­денная на свалке. Такой интерьер менее подражате­лен, чем его богатый родственник, а ирония в нем ус­тупает место агрессии. Жить в таком интерьере мож­но только с определенным состоянием души.

В странах Запада, где изысканными и стильными интерьерами никого уже не удивишь, существовали одно время даже рекомендации в журналах по дизайну, как можно самому оформить свое жилище, превратив его в произведение искусства в стиле китч: оторвать обои с части стены и по трафарету закрасить образовавшиеся отверстия. Трафареты для большей художественной выразительности рекомендовалось менять от полосок и кружков до силуэтов животных и птиц. Преобразо­вать надоевшую мебель можно следующим образом: содрать с нее лак местами и нанести на эти участки краску в виде позолоты. Можно также для превраще­ния вашего шкафа в дизайнерский шедевр обмотать его ножки серебристой изолентой.

Итак, китч как причудливое порождение нашего вре­мени, стал уже частью истории дизайна, вполне самосто­ятельным незамысловатым стилем, который незаметно для многих вошел в их дома и основательно прижился.

Автор: Д. В. Грожан

Рекомендуем посмотреть:

Ванная комната. Создание интерьера ванной

Оформление гостиной

Оформление прихожей

Стиль модерн. Создаем дизайн интерьера в стиле модерн

Практика создания модерна в современных условиях

Нет комментариев. Ваш будет первым!