Июнь. Народные праздники и приметы

Июнь. Народные праздники и приметы

ПРИМЕТЫ ЛЕТА

Летний день — за зимнюю неделю.

Что летом родится, то зимой пригодится.

Лето сухое, жаркое — зима малоснежная, морозная.

Воробьи и ласточки гнездятся с северной стороны — к жаркому лету.

Дождливое лето хуже осени.

ПРИМЕТЫ ИЮНЯ

Этот месяц назван в честь древнеримской богини Юноны — покровительницы семейного счастья и пове­лительницы дождя. На Руси его называли «червень» (в эту пору собирали кошениль — червецов, использовав­шихся для получения багряной краски), «изок» (от слова «кузнечик»), «разноцвет» (из-за буйства красок в лесах и садах), «светозар», «хлеборост», «скопидом».

Июнь — румянец года.

Июнь — пустые закрома.

В июне солнышко высоко, с утра до вечера далеко.

Июнь — конец пролетья, начало лета.

Проводит июнь на работу, отобьет от песен охоту.

Май творит хлеба, а июнь — сено.

Знойный июнь — на рыбалку плюнь.

Июнь — месяц гнезд.

Если в июне частые зарницы — будет хороший уро­жай.

1 июня

День Ивана-долгого, названный в честь благоверного князя Иоанна Угличского.

После Ивана не надо жупана.

Если первые два дня июня идет дождь, то месяц будет сухим.

Пауков много — к хорошем погоде. Вороны клювами в одну сторону сидят — ожидай силь­ного ветра.

2 июня

День мученика Фалалея, огуречника.

На Фалалея досевай огурцы скорее. Много на елке шишек — много и огурцов. Дожи — к обилию грибов.

Считалось, что огурцы надо сажать скрытно, чтобы не видели ни соседи, ни даже домашние, не принимающие участия в работе. Особенно советовали таиться при по­садке первой гряды. Если же кто подсмотрит недобро желательным глазом, то будет много желтых, раньше времени поблекших плетей.

Время сбора лекарственных трав, особенно ядови­тых.

3 нюня

День Олены и Константина.

Сей лен на Олену.

Льны Олене, огурцы Константину.

Длинные льны — Еленины косы.

Каково 3 июня, таково и 3 декабря.

Веселится нечисть. Шаркать ногами нельзя — будет безденежье.

4 июня

День мученика Василиска, соловьиный день. Сажать нельзя — ничего не вырастет.

День-синитель, васильковый повелитель.

На Василиска не паши и не сей, а не то уродятся одни васильки.

5 июня

День святителя Леонтия, конопляника, огуречника.

Коноплю в поле сей и на рябину гляди — коли цвет в круги, и конопли долги.

У кого конопелька — у того двойная копейка. На Леонтия-огуречника кончай посадку огурцов.

Примечали: массовое появление оводов — к урожаю огурцов.

6 июня

Кто в этот день веселится, тот без денег и хлеба останется.

7 июня

Иванов день (обретение главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна).

Приметы этого дня:

Если на рябине много цветов, то будет хороший уро­жай хлебов.

Сильные росы — на хороший урожай.

С Иванова дня начинаются медвяные росы, причиня­ющие вред. Все травы набрали целебную силу.

8 июня

В некоторых местностях к этому дню при­урочивали посадку капусты. Сажальщица, беря первый стебель рассады, приговаривала:

Дай, Боже, час добрый, чтоб капуста моя принималась и в головки складывалась! Приметы:

Северный, северо-западный ветер — к сырому лету. Восточный ветер — много принесет болезней.

9 июня

Федоры. Дом убирать нельзя. На Федоры не метут из избы сора.

Начинается сбор колдовских трав. Домовой требует почтения: ему нужно оставить кашу.

10 июня

День Никиты-гусятника. Нужно хорошо покормить домашних птиц, особенно гусей.

День ясный — урожай будет богатым.

11 июня

День мученицы Федосьи, колосятницы.

Один из самых несчастных дней в году:

День святой Федосьи стоит один всех понедельников.

Начинает колоситься рожь:

Пришла Федосья — во ржи колосья.

Колосится рожь — много грибов найдешь.

Грибов нет — урожай ржи и пшеницы плохой.

Рожь две недели зеленеет, две недели колосится, две отцветает, две наливает, две подсыхает.

Рожь говорит: «Колошусь!», а мужик: «Не нагля­жусь!».

Взошли хлеба — не дивись, налились хлеба — не хвались, хлеб на току — про урожай толкуй.

Когда рожь заколосится — пора проводить очень кра­сивый обряд, который называли «водить колос». На вос­ходе солнца молодежь собиралась у околицы и становилась в два ряда лицом друг к другу; стоящие напротив брались за руки, образуя пары. Затем по этому длинному «мосту», по соединенным рукам, пускали, идти маленькую девочку, украшенную цветами, лентами, с венком па голове. Те пары, по рукам которых девочка уже прошла, бежали вперед и снова становились, уже впереди. Таким образом, «мост» продолжался бесконечно и приводил девочку прямо к краю озимого поля, где она сходила на землю, срывала пучок зеленой ржи и бежала с ним назад, к околице. Все остальные сопровождали ее песней — величали рожь:

Пошел колос на ниву,

Прошел колос на зеленую.

Пошел колос на ниву —      

На рожь, на яровину.      

Ой, ладо-лель!

Уродися на лета,

Уродися, рожь густа,   

Часта, колосиста,

Умолотиста.

Ой, ладо-лель!

Ходит колос по двору —

С красной девушкой,

Со молодушкой.

Ой, ладо-лель!

Праздничное шествие проходило через всю деревню, а затем молодежь разбирала у девочки колосья и загадывала: кому попадался стебель с выметнувшимся колосом, тому ожидать свадьбы.

Пока рожь не заколосится, детям и молодежи не раз­решалось кататься на досках-качелях — земля до этого времени «тяжела». С Федосьи начинали давать скоту понемногу хлебного корма, чтобы лучше плодился.

12 июня

День преподобного Исаакия, змеевика.

Змеи собираются по лесам в стаи и играют свадьбы.

За Федосьей Исаакий — выползает из норы гад всякий.

В лес ходить нельзя — змеи могут ужалить, а нечисть путает дороги. Дома остерегают от змей — те могут за­ползти в комнаты, особенно в сырых местностях. Оста­навливают их с помощью коры, листьев, веток и пепла ясеня.

Ночью снятся сны, в которых можно получить ответы на свои вопросы.

В этот день принято было сажать бобы.

Уродись, бобы, и круты, и велики, на все доли, на старых и малых, на весь мир крещеный.

Уродитесь, бобы, велики и круты, в поле густы., на столе вкусны.

Перед посадкой бобы вымачивали в «озимой» воде — от последнего снега, собранного по лесным оврагам.

13 июня

День Еремея-распрягальника. Закан­чивается сев яровых (кроме гречихи). Уставшие сеятели ложились на межу и говорили:

Пашня, пашня, хлебца нам дай и силушку нашу отдай!

Если сев закончили до кукушки — к большому уро­жаю.

Всякий Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда в скирды убирать.

14 июня

День Устина и Харитона, память мученика Иустина Философа.

Устин тянет вверх коноплю,-а Харитон — лен.

Устин и Харитон рожь то красят, то квасят.

На Устина не городи тына.

Примечали: если в этот день чист восход солнца, то будет хороший налив ржи, а если день дождливый и мрач­ный — то хорошо уродятся лен и конопля. Дождь — к безденежью.

15 июня

Если туман, то скоро пойдут грибы и будет ясно; утром ясно — к пасмурной погоде.

16 июня

День Луки-ветреника, память мученика Лукиллиана. Славяне издревле обожествляли ветер и обращались к нему с просьбами. Спокойный, ровный ветер они вызывали свистом или пением: он помогал сеять и веять хлеба, вращал крылья ветряных мельниц, надувал паруса. Чтобы он не разозлился и не наделал бед, его повсеместно задабривали подношениями. С ве­тром было связано множество суеверий: считалось, что он может унести подальше болезни или, напротив, навеять их на людей, поэтому ему никогда не отдавали солому из постели больного; матери избегали сушить на ветру пеленки, опасаясь, что ветер унесет детскую душу; при­нято было бережно относиться к муравейникам, так как муравьи «чувствуют ветер», собираясь в свое жилище перед ненастьем, а потому наверняка С6?Ч2*гы с этой та­инственной силой.

На Лукьяна, в канун Митрофана, не ложись спать рано, а приглядывайся, откуда ветер дует: тянет с юга — значит, яровые уродятся.

На Лукьяна южный ветер — к урожаю яровых, севе­ро-западный — к сырому лету, восточный — к наносным болезням.

Сиверок на Лукьяна — ржи дождями заливает.

Коли дождь на Лукьяна — много грибов будет.

Гроза на Лукьяна — к плохой уборке сена.

Вечером «окликали» ветер и просили его принести дожди благодатные:

Ты подуй-ка теплом теплым, ты пролей-ка, ветер-ве­трило, на рожь-матушку, на яровину — яровую, на поле, на луга дожди животворные, к поре, да ко времечку.

В этот день копали колодцы. Сначала подыскивали место: переворачивали на землю сковороду и по сырости ее узнавали, есть ли близко вода. В колодце, вырытом в день Луки, вода всегда будет свежая и холодная.

17 июня

День Митрофана.

На Митрофана овес в кафтане, а на грече и рубахи нет.

Митрофан тем силен, что вытягивает лен.

Пора сеять гречиху и вывозить навоз на паровое поле:

Земля любит навоз, как лошадь овес.

В этот день нельзя ложиться спать рано: год будет неудачным, замучают болезни.

Северо-западный ветер — к большому ненастью; се­верный — дожди зальют.

18 июня

День священномученика Дорофея. На­чинается время «воробьиных ночей» (самых коротких).

На Дорофея утро вечера мудренее.

На Дорофея погода ясная — зерно будет крупное.

19 июня

День Иллариона-полольника. Пора по­лоть.

Пришел Илларион — дурную траву из поля вон. Осот да лебеда — для посевов беда.

20 июня

День Федота-урожайника.

Святой Федот тепло дает — рожь в золото ведет.

Водяной «играет». Чтобы его задобрить, бросали ка­мешек, обернутый деньгой, в омут или глубокое место.

21 июня

День великомученика Федора Стратилата.

Федор Стратилат грозами богат.

Гроза на Федора летнего — к плохой уборке сена.

Если во время грозы слышатся раскаты грома, жди затяжного ненастья.

На Федора Стратилата колодцы рои.

Росы с Федора — к урожаю льна и конопли.

Колодезники продолжали поиск воды, а за верные под­сказки считали Федора Стратилата своим заступником.

Где зелена трава, там недалече вода.

Где на заре первый туман ложится, там вода близко.

На водяных жилах сильные росы.

С Федора Стратилата в средней полосе России на­чиналась навозница — вывозка навоза на паровой клин. В работе участвовала вся крестьянская семья: мужчины грузили навоз на телеги, дети становились повозчиками, женщины и молодежь разбрасывали навоз по полю, по­жилые готовили на всех еду. Обед в этот день состоял 12 блюд — чтобы во все месяцы жилось сытно.

22 июня

День Кирилла. Солнцеворот, день летнего солнцестояния. Предшествовавшие ему дни называли «зе­леными святками», во время которых воздавали почести покрывшейся нежной зеленью земле.

На Кириллу отдает земля солнышку нею силу.

На Кириллу — конец весне, почин лету.

С Кириллова дня что солнышко дает — то у мужика в амбаре.

В дни летнего солнцестояния отмечали похороны бога плодородия Ярила, ежегодно умирающего и воскресаю­щего. Считалось, что к этому времени зарождается новый урожай, а зерно, посеянное весной и давшее новую жизнь, отмирает. Фигурку божества устанавливали на высоком месте, а затем поджигали или с почестями топили в реке. В некоторых местностях проводы бога Ярила устраивали на пороге зимы.

Если на рассвете тепло, то утром можно делать обе­реги для здоровья.

23 июня

День Тимофея. Крестьяне придавали в этот день особое значение различным знамениям, по которым можно было судить об урожае.

Тимофеевские знамения грозой грозят.

Видение или призрак — к большому несчастью, пло­хому году, тяжелым временам. Счастье, если в этот день ничего не привиделось и не прислышалось.

24 июня

Нельзя ставить никаких ограждений и за­боров — все сгорит. Если вечером искупаться или об­литься водой — весь год здоровым будешь.

25 июня

День преподобного Петра, Петр-пово­рот, солнцеворот. Все светлые Ангелы, все Небесные силы в этот день слушают человека, и особенно того, кто молится в церкви.

Солнце укорачивает ход, а месяц идет на прибыль. С Петра солнце на зиму, а лето на жару поворачивает. Последний срок посадки капусты, «запоздалый ка­пустник».

26 июня

День мученицы Акулины. На скотину в поле нападают насекомые:

Акулина — задери хвосты.

На Акулину нападают мухи на скотину.

В некоторых местностях России святую Акулину по­читали как гречишницу и в этот день украшали пучками гречихи иконы в домах — «чтобы гречи хороши были». В ее честь устраивали мирские угощения, на которых первым блюдом считалась гречневая каша из прошло­годней крупы.

27 июня

Начало комариных праздников, продолжаю­щихся 2—3 недели. В лес не ходят — комары одолеют.

28 июня

День Модеста и Амоса. К святому Модесту обращались с просьбами уберечь скот.

Пришел Амос — пошел в рост овес.

Иволга кричит — к большим потерям.

Заря красная — к большим невзгодам, неурожаю и ненастью.

Птицы молчат — нужно немедленно отдать все долги, иначе будет несчастье.

Домашние животные нюхают воздух, задрав морды — к полному безденежью на целую неделю.

Жабы выползают на дороги — к незапланированным расходам и безденежью.

29 июня

День Тихона. К нему обращались с мо­литвами об избавлении от зубной боли: «Святой Тихон, утиши, господи, болезни и вся недуги зубные!»

На Тихона солнце идет тише.

На Тихона у земли самый тихий ход.

На Тихона все птицы затихают, кроме соловья и ку­кушки. Время останавливается — можно сделать большое количество дел. Духи идут в мир людей и помогают тем, кто работает без лишних слов, вся Вселенная слушает их прошения. Бездельничать нельзя. Нельзя смотреть в зеркало — денег не будет, а будут одни долги.

30 июня

День Мануила.

На святого Мануила солнце застаивается.

По свидетельству астрономов, в конце июня — начале июля земля действительно движется по орбите с наимень­шей за весь год скоростью. В народе это явление было замечено давно и названо «застаиванием солнца».

В зеркало смотреть нельзя. Следует отдать долги — иначе прибыли не будет.

Рекомендуем посмотреть:

Про август для детей

Июнь. Праздники

Про июнь для детей

Про июль для детей

0 # 14 октября 2011 в 17:43 +2
Название месяца «июнь» пришло на Русь из Византии и происходило от имени римской царицы богов, покровительницы брака и рождения Юноны. На Руси за обилие света, тепла, сочной зелени июнь называли «светлояр».
Также называли его и «изок» - кузнечик, ведь именно в этом месяце появлялись эти маленькие насекомые.
Этот первый месяц лета славится самыми длинными днями и самыми короткими ночами, за это в народе его называли «кресник».
Слово июнь произошло от древнерусского слова «крес», означавшего огонь, костер (вспомните традиционные костры на Ивана Купалу).
Именовался июнь и хлеборостом, скопидомом, перволетьем.