Вышивка крестиком. Этапы работы

Вышивка крестиком. Этапы работы

Предварительная подготовка к вышивке
обработка края канвы

Перед началом работы стоит обметать края канвы. Это можно сделать как руками, так и с помощью швейной машинки или оверлока. Можно смазать края канвы про­зрачным клеем «Момент», на расстоянии двух клеточек от края. После стирки готовой работы клей не растворя­ется и вышивка держит форму. Также можно промазать края канвы бесцветным лаком для ногтей или эмалью.

Если предстоит вышить большую картину, то мо­жет быть очень сложно соотносить крестики на канве и на схеме. Схема обычно размечена квадратами 10 на 10 клеточек. То же самое можно сделать и на канве, проведя такие квадраты цветной нитью крупными стеж­ками или расчертив ткань водным маркером (эти линии потом стираются влажной салфеткой, и следов не оста­ется). По мере зашивания полотна нить можно вытяги­вать, только осторожно, чтобы не повредить отшитый участок. Или нити можно вынуть после окончания вы­шивки. Проще будет, если для разметки использовать шелковые нити — они вытягиваются легче.

Часто при вышивке используют две или более нитей вместе. Если разделить нити перед тем, как вставить их в иголку (даже если это нити одного цвета), крестики будут ровнее.

В сложных схемах удобно начинать с выполнения крестиков самого часто встречающегося в этой части работы цвета, или, если такового нет, крестиков, чей значок проще всего найти.

Если вышивать предстоит на цветной канве, то для удобства можно подложить себе на колени или на стол (если для вышивания используются стационарные пяльца) светлую ткань. Тогда дырочки будут лучше видны. Сейчас в продаже появилась специальная лампа, кото­рая помещается на коленях и освещает работу снизу.

Приобретая темную основу для вышивания, надо сле­дить, чтобы отверстия, в которые вводится игла, были четко различимы.

Также для снятия напряжения глаз можно использо­вать специальные лупы, которые продаются в швейных магазинах.

При вышивании вечером надо установить себе допол­нительный источник света, например, настольную лампу. При этом дополнительный свет должен располагаться ниже уровня глаз, чтобы он освещал ткань, а не слепил глаза.

Чтобы цветная канва не просвечивала сквозь светлые нитки, лучше вышивать мулине в большее число сложе­ний, чем на белой канве.

Если при работе с темной основой глаза все-таки уто­мились — надо прервать вышивание и сделать для глаз компрессы с теплым свежезаваренным черным чаем и зарядку для глаз. Например, можно сесть у окна, рас­слабиться, попеременно по 5 секунд смотреть то вдаль, то на оконное стекло. Такое упражнение надо делать несколько минут.

Если в работе находится сложная схема с нескольки­ми цветами ниток, где буквально каждый крестик свое­го цвета, то можно сэкономить немало времени, вдев сразу нитки в иголки и «припарковав» их на краю вы­шивки. Тогда можно будет вышивать эту часть работы, не отвлекаясь постоянно на вдевание ниток.

Выбор иглы для вышивания
вышивальные иглы

Хорошую иглу для вышивания видно по блеску ме­талла; она плохо гнется, более упругая в руках; прямая; кончик иглы не цепляется за ткань, когда им проводишь по ней под углом; при рассмотрении ушко имеет стро­гие очертания, без зазубрин, и как бы утоплено в тело иглы. В таких иглах нитка не рвется при вышивании, а сама игла не ломается.

Существует несколько видов иголок для рукоделия. Они отличаются как номерами (то есть размером), так и формой. Для вышивки используют короткие иглы (до 3 см), для ручного шитья — иглы средней длины (3 — 4 см); длинные иглы используют, если надо покрывать длинные расстояния: при вышивке бисером, штопке, наметке.

Вышивальные иглы обычно имеют длинное ушко, чтобы было легче вставлять многослойные нити мулине. Толщина иголок с овальным ушком, как правило, уве­личивается от острого конца к тупому. Это позволяет разместить сразу несколько нитей. Иглы же с круглым ушком имеют одинаковую толщину по всей длине. Это важно при вышивании, например, французских узлов, когда важно, чтобы игла не делала узел свободнее при прохождении через него.

Определить нужный номер иглы можно следующим образом. Если игла слишком толстая для выбранной тка­ни, она будет расширять расстояния между нитями. Если игла слишком тонкая, то для проведения иглы с нитью через ткань требуется усилие. При этом нить пройдет, но дополнительное усилие, которому будет подвергаться ушко, приведет к более скорому изнашиванию иглы.

Соответствие канвы, размера иглы и числа нитей: канва 11 (11 клеточек на дюйм = 2,54 см) — игла 24 — число нитей мулине 3. Канва 14 или 16 — игла 24 — 26 — нитей 2. Канва 18 или 22 — игла 26 — нитей для 18 1-2, для 22 - 1.

Иглы с легковдеваемым ушком в вышивке использо­вать нежелательно, потому что при вдевании нить бы­стро портится и протирается, а зубчики на ушке иглы часто цепляют ткань, оставляя «зацепки».

Вышивальное (длинное) ушко подходит для вышив­ки шерстью или мулине в несколько сложений. Игла с тупым острием пригодится для вышивки крестом и строчевых работ.

Для вышивания крестом используют гобеленовую иглу. Такие иглы имеют закругленный конец, который не прокалывает, а раздвигает волокна ткани, а также большое ушко, по сравнению с иглами для шитья. Про­порциональность такая: чем больше номер иглы, тем она меньше. Игла должна быть достаточно большая для того, чтобы можно было перемещать нить сквозь ткань с минимальным усилием. Это уменьшает трение, износ полотна и мулине. На выбор толщины иглы также влия­ет толщина ниток, а также число волокон.

Наперсток подбирается по размеру среднего паль­ца правой руки. Он не должен свободно или слишком плотно надеваться на палец.

Выбор ножниц для вышивания

Выбирая ножницы, надо руководствоваться следую­щими соображениями: они должны хорошо резать, закры­ваться без усилий, их кончики должны сходиться в одной точке, быть комфортными для рук, приятными на вид.

пяльцы для вышивания

Выбор пялец для вышивания

Круглые маленькие пяльца хорошо использовать при вышивке в технике глади и других, большого диаме­тра — в техниках строчевых работ, счетной глади, ино­гда в технике вышивки крестом.

Круглые пяльца хороши для вышивающих одной рукой. Профессиональные вышивальщицы используют обе руки, и тогда необходимы прямоугольные с опорой на пол или стол. Для начала достаточно иметь круглые пяльцы диаметром 7 —9 см, 15 —17 см, 30 см и прямоу­гольные 30 на 40 см.

Выбор полотна для вышивания

Вышивка хорошо смотрится и на натуральных (льня­ное полотно, бязь, батист, маркизет, шелк, шерсть) и на синтетических тканях (шифон, вуаль, спандекс, габар­дин и др.) Выбор зависит от предназначения готового изделия и рисунка вышивки. Чаще всего используется однотонное полотно, но при необходимости для достижения верного художественного образа возможно ис­пользование тканей с различным рисунком нанесенным, набивным или структурным.

Итак, начинаем вышивать

Вышивку крестом следует начинать с центра. Для этого ткань складывают в четыре раза и так определяют центр.

При вышивке крестом все стежки должны быть сде­ланы в одном направлении. Они могут быть в обратном направлении только в одном случае — для достижения некоторого зрительного эффекта.

Стежки. Существует традиционный метод, при кото­ром каждый крестик шьется отдельно, и датский метод, когда сначала вышивают половину крестика и проходят всю линию, а заканчивают крестики по мере того, как возвращаются. Традиционным методом в основном вы­шиваются одиночные крестики.

Перед вышиванием можно провести нитью по влаж­ной губке. От этого нить станет более плоской и глад­кой и будет лучше ложиться.

Вышивать нитками «металлик» нужно по-особенному, иначе все нитки норовят разойтись по одной, скрутиться, и вообще, всячески препятствуют вышиванию, особенно когда металлическая нить в паре с обычной. К тому же такие нитки заламываются и перетираются у ушка. Чтобы избежать этих неприятностей, надо брать металлическую нить довольно короткую. Кончики нитей, чтобы не расслаивались, можно чуть-чуть смазать лаком. Вышивать ими придется чуть медленнее, чем обычными, и следить за аккуратностью — поправлять иголкой готовые кре­стики там, где это требуется. И когда нужно свободный кончик сделать покороче, «подтянуть», не тянуть только иглой, обязательно придерживать нить рукой.

При вышивании металликом и обычной ниткой одно­временно надо брать металлизированную нить длиннее, чем обычную, так как расходуется металлик быстрее, чем обычная нить, к тому же разлохматившиеся кончи­ки металлика можно будет подрезать.

Последний этап вышивки. Завершение вышивки

После того как вышивка готова, ее необходимо по­стирать в шампуне (лучше в чуть теплой воде, чтобы цвета не полиняли). Затем аккуратно отжать, завернуть в мягкое полотенце и высушить. Лучше разложить на ровной хорошо впитывающей влагу поверхности, чтобы ткань не потеряла форму.

Для проглаживания на гладильную доску надо по­ложить мягкую подложку (полотенце), чтобы при гла­жении крестики не потеряли форму. Вышивки скорее не гладят, а отпаривают с обратной стороны. Надо быть особенно осторожным, если вышивка содержит металлические нити. Надо следить, чтобы вышивка просо­хла полностью, потому что даже небольшое количество влаги может покоробить бумагу или картон, и готовая работа не будет смотреться так хорошо, как могла бы.

Цветная вышивка снова станет яркой, если перед глажением обмакнуть лицевую сторону изделия в воду, куда добавлен уксус, и положить на чистую ткань.

Оформление вышивки

После того как вышивка полностью высохла, можно приступать к натягиванию на основу рамки. В качестве основы используется плотный картон, размером соот­ветствующий внутренней стороне рамы. Основа заво­рачивается в вышивку так, чтобы рисунок приходился точно по центру. Свободные края канвы загибаются на изнанку, затем противоположные загнутые концы стя­гиваются посредством сшивания. Очень эффектно смо­трятся вышивки, оформленные в паспарту.

Стирать лучше в теплой воде с добавлением мягкого моющего средства, которое не содержит отбеливающих веществ.

Вышивка, вставленная в открытку будет смотреть­ся эффектнее, если под нее вставить вырезанный под отверстие кусок мягкой ткани, например, тонкого син­тепона.

Самый простой и быстрый способ оформления: при­клеить работу к вырезанному под размер рамки куску плотного картона. Однако клей может повредить ткань, и к тому же работа станет практически неотделимой от основы, так что в дальнейшем будет очень сложно пере­оформить ее при необходимости или выстирать.

Более удобный способ: вырезав картонную основу нужного размера, разместить на нем вышивку, загнуть края на обратную сторону и закрепить их с помощью прозрачного скотча для бумаги (лучше использовать тот, что хорошо удаляется). После этого «заштопать» отверстие обычными швейными нитками.

Вышивки смотрятся лучше в рамах без стекла: так лучше видна структура. Однако повышается вероятность загрязнения работы (пылью или прикосновениями).

паспорту для вышивки

Паспарту — обрамление вышивки из ткани — может полностью изменить вид картины, подчеркивая те или иные тона. Овальное паспарту очень хорошо подходит для небольших работ с простым фоном: работа будет ви­зуально больше. Двойное паспарту может сделать вышив­ку очень эффектной. Для этого выбирают два или даже три цвета, присутствующие в вышивке, и подбирают па­спарту в тон. Обычно более насыщенные тона оставляют для верхнего слоя, а более мягкие — для внутреннего. Если вышивка имеет необычную форму — это можно подчеркнуть, вырезав паспарту по этому же контуру.

Рекомендуем посмотреть:

Кофейные пятна, Как отчистить пятно от кофе

Моем окна, жалюзи, стираем шторы

Стирка. Как правильно стирать?

Как правильно подготовить бельё к стирке

Вода для стирки

Нет комментариев. Ваш будет первым!