Июнь

Отмечая наступление самых длинных дней в году, наши предки прозвали святого Иоанна долгим. Не случайно появилась поговорка: «В июне солнце высоко - с утра до вечера далеко». В эти дни рано утром, пока еще не сошла роса, ходили в лес за ландышами, которые в разных областях России имели свое название: лесная лилия, воронец, или ландушка, лесной, или собачий, язык, заячья соль, ланье ушко

В этот день в некоторых областях России заканчивали сев огурцов и говорили: «Пришел Фалалей - досевай огурцы скорей!» Работать на огороде нужно было в одиночестве, не подпуская к грядкам даже собственных родственников, чтобы никто, специально или нечаянно, не сглазил будущие посевы

К этому времени огурцы уже были посеяны, и хозяйкам нужно было теперь позаботиться об их сохранности. Для этого в доме брали старый лапоть, волокли его ногой на огород и бросали на грядку с огурцами, приговаривая: «Как густо сей лапоть плелся, так чтобы и огурцы плелись». 

Считалось, что если пахать или сеять на Василиска, то на полях вырастут только полынь и васильки, а урожай будет бедным. Поэтому и стали в народе называть этот день «васильковый», «васильковый повелитель».

Припозднившиеся хозяева сажают в этот день огурцы. Знающие люди говорили: «На Леонтия кончай огурцы сажать», - и присматривались: если появилось много оводов, то урожай огурцов будет хорошим. 5 июня считается лучшим днем для посева конопли. А уж если к этому дню рябина обильно расцвела, то урожай конопли точно богатым будет

В это время обычно расцветал шиповник, воспринимавшийся нашими предками как символ здоровья, изобилия и успеха. Как и остальные колючие растения, шиповник считался прекрасным оберегом от происков злых сил. Верили, что под шиповником живут духи, поэтому нельзя сидеть или спать под кустом шиповника, без причины ломать ветки этого растения

В день празднования обретения главы Иоанна Предтечи крестьянки в некоторых областях России принимались за посадку капусты, приговаривая: «Дай, Боже, час добрый, чтобы капуста моя принималась и в головки складывалась». Хозяйки под Иоанна Предтечу выходили в огород и укрывали грядки от росы, которая выпадала в день его поминовения

Считается, что в этот день, как никогда, хорошо ловить карпов. Согласно поверьям, доживший до сорока лет карп превращается в летающего змея - злого духа, убивающего людей и похищающего девушек и женщин.

В этот день старались ни с кем не ссориться и не обсуждать важных дел: верили, что «Федора, на язык колючая, разнесет по деревне скоро, в какой избе нелады», «Федора стоит за углом, хочет узнать о худом». Считалось, что люди, поссорившиеся на Федору, уже больше никогда не помирятся. 

Святой Никита в народе считался защитником гусей, которых крестьяне чрезвычайно ценили. Особой заботы эти птицы требовали в начале лета, когда гусята впервые спускались на воду и становились добычей хищных птиц и зверей. 

В народе святая Федосья считалась покровительницей ржи, которая начинала колоситься в это время. Наши предки считали, что пока не заколосится рожь, земля беременна и ей вредно любое сотрясение. Поэтому детям до Федосьи запрещалось прыгать и скакать, чтобы не повредить будущему урожаю. 

«За Федосьей - Исаакий, выползает из нор гад всякий», - говорили в народе и старались не ходить в этот день в поля и луга - согласно поверьям, на Исаакия начинались змеиные свадьбы

К этому дню на Руси обычно завершался сев. Закончив работу, крестьяне уходили с полей, а им на смену «приходил» житный дед, или полевик. Он старался не попадаться людям на глаза, и его лишь из­редка можно было увидеть на границе поля, поэтому спать там категорически запрещалось

Считалось, что в этот день можно избавиться от докучливых людей, которые другим не дают покоя. Для этого на Устина срывали ивовый прут и втыкали его между своим следом и следом неприятного человека. 

В это время девушки начинали водить летние хороводы, которые в некоторых областях России называли «зеленые вьюны». Часто такие хороводы водили вокруг одиноко стоящей березы - дерева, наделявшегося издревле женской символикой, - которую украшали яркими лентами