Декабрь

Для народа Введение было не только крупным христианским праздником. Крестьяне считали, что Введение - это еще и праздник зимы, вступающей в свои права, потому что в это время обычно начинались ранние - введенские - морозы. Как Богородица, введенная маленькой девочкой в храм, приняла новую жизнь, так и природа изменяется с приходом зимы.

Обращались в этот день к святым Платону и Роману, просили помочь в крестьянских делах. Сельскохозяйственные работы закончились, но дел было много. Зимой крестьяне промышляли, т. е. занимались разными промыслами. 

В этот день хозяин дома должен был простучать все косяки и оконные рамы, для того чтобы нечистая сила не спряталась в доме, спасаясь от наступивших холодов. Топор, так же как и другие острые железные предметы (коса, серп, нож), считался хорошим оберегом от происков нечисти. 

Обращались в этот день к святому Проклу и просили его помочь в домашней работе и наладить наконец-то санный путь. А помощь крестьянам требовалась. Следовало опасаться банника, овинника и гуменника. 

На Прокопия выходили мужики на улицу и начинали протаптывать дороги: их прокладывали между деревнями и селами и к ближайшему лесу, куда всю зиму за дровами ездили.

Митрофан был ничем не примечательным зимним днем, когда крестьяне занимались своими повседневными делами. Например, плели лапти. Даже хороший мастер мог сплести за день не больше четырех-пяти пар. А ведь за зиму нужно было наплести как можно больше лаптей, потому что эта удобная, легкая и дешевая обувь была очень непрочной.

К этому времени обычно начинались настоящие морозы, поэтому этот день и получил название Клим холодный. Матери в этот день обращались к святому Климу с просьбой защитить их детей от грядущих морозов

На Руси в память святого Геор­гия в этот день чтили всех воинов - кавалеров Георгиевского креста. Это был праздник мужества и силы. Возможно, поэтому появился обычай на Георгия вести слабых мужчин или парней в баню, парить их дубовыми вениками (дерево с древности символизировало крепость, силу и мужество) и смазывать растопленным волчьим жиром. 

Молились на Руси в этот день иконе «Богоматерь Избавление», прося избавить от всех бед и несчастий, и высматривали на небе различные знамения.Если в этот день случалась оттепель, то работать было нельзя, особенно что-то чинить, шить или вязать.

Свое название «санница» 7 декабря получило за то, что в этот день официально открывался санный путь. Пора сильных оттепелей уже прошла, поэтому и появилась в народе поговорка: «С Екатерины зима дойдет не мытьем, так катаньем, не холодом, так голодом». 

На Степана обычно прилетали к человеческому жилью сойки, поэтому 11 декабря и стали называть «птица-сойка». На Руси сойка почиталась покровительницей и заступницей новорожденных. А родившемуся в этот день сойка приносит на своем хвосте счастье и удачу. 

Крестьяне считали, что в этот день Парамон, одетый в медвежью шубу, стучит с утра по крышам - велит бабам вставать, печь топить и обед готовить. А за печью, согласно поверьям, живет добрый дух воструха - дальний родственник домового. Свое имя он получил за то, что внимательно следит за всем, что происходит в доме

Существовал обычай гадать 13 декабря на женихов. Прежде всего, старались вызвать вещий сон, в котором девушка должна была увидеть своего суженого: ставили под кровать миску с водой, под подушку клали немного кутьи, зеркало, нож, мужскую шапку или щепку, вырванную из забора понравившегося парня. 

На Наума вся семья отправлялась в церковь, где после обедни служился специальный молебен, а потом члены семьи испрашивали благословение. После этого в дом приходил учитель. Ему кланялись, хвалили, а потом сажали в передний угол. 

Это был ничем не примечательный зимний день, когда крестьяне продолжали заниматься своими повседневными делами. Декабрь считался воротами зимы, когда люди начинали готовиться к Святкам. А пока этот праздник не наступил, девушки снова устраивали посиделки