Почему ребёнок не слушается

Почему ребёнок не слушается

Почему дети ведут себя плохо? Почему дети не слушают своих родителей?

Любой ребенок в возрасте от 1 года до 7 лет время от времени ведет себя плохо. Какие причины побуждают малыша с завидной регулярностью «играть на нервах» любящих родителей? Как вести себя, если ваше чадо не слушается, игнорирует вас или откровенно грубит? Эта книга поможет разобраться в наиболее типичных сложных ситуациях.

Все причины плохого поведения ребенка дошкольного возраста условно можно разделить на те, что связаны с неправильным поведением взрослых, и те, что обусловлены внутренними переживаниями и состоянием малыша. Безусловно, причин может быть значительно больше, но в книге описаны наиболее важные и часто встречающиеся.

С какими бы проблемами в воспитании своего чада мы ни сталкивались, жизненный опыт постоянно убеждает нас в том, что чем больше мы видим в ребенке хорошего, чем чаще отмечаем его успехи, хвалим его, находим время, чтобы вместе почитать, даем ему возможность самому делать выбор или преодолевать маленькие трудности, тем реже малыш будет огорчать нас плохим поведением.

Причины плохого поведения детей

Первой причиной плохого поведения ребенка является недостаток внимания со стороны родителей.

Дети с самого рождения учатся разными способами привлекать внимание родителей. Для этого они используют не только очаровательные улыбки и лепет, но также плач или крик, отлично понимая, что таким поведением легче всего вызвать ответную реакцию родителей.

Многие сталкивались с ситуацией, когда дети плачут навзрыд посреди улицы или магазина. Чаще всего таким способом они пытаются добиться желаемой покупки (конфет, игрушки) или продолжения прогулки. Капризы карапуза, как правило, не вызывают негативного отношения окружающих, чего нельзя сказать о подобном поведении детей постарше. Малыш по мере взросления видит изменение отношения окружающих к его капризам и, соответственно, меняет тактику своего поведения. Чем старше ребенок, тем больше способов привлечения внимания он может придумать. Использовать он будет те, на которые чаще всего реагируют родители.

Обычно дети интуитивно чувствуют, как добиться желаемого от взрослых. Многое можно сделать (особенно если фантазия богатая), чтобы вывести родителей из равновесия и обратить их внимание (пусть даже в форме криков и угроз) на себя.

Мальчик (6 лет), родителям которого некогда было с ним заниматься и которого постоянно наказывали, придумал простой способ привлечения внимания. В общественном месте, если ему что-либо не нравилось, он останавливался, отказываясь идти дальше, и начинал истошно орать, вызывая удивление у окружающих.

Девочка (5 лет) со слов родителей регулярно плачет без повода. Чаще всего она спрашивает мать: «А ты меня любишь?»

Этот вопрос является самым лучшим показателем нарушения доверительных отношений с ребенком и недостаточного внимания со стороны близких.

Родители мальчика (6 лет) признавались, что когда отец, приходя с работы, садился за компьютер, сын тут же начинал бегать, громко кричать и баловаться. Чем больше замечаний он получал, тем хуже было его поведение.

«Я тебя ненавижу, ты плохая, ты меня не любишь! Зачем ты только меня родила? Ты все время не со мной!» — эти леденящие душу слова можно услышать даже от пяти-шестилетнего малыша, мать которого чрезмерно много времени уделяет чему угодно (себе, работе, мужу, домашнему хозяйству), но только не ребенку.

Не получая должного внимания, ребенок находит разные способы заинтересовать собой родителей: он может стать плаксивым, капризным, будет преувеличивать свои страхи, лишь бы мама посидела рядом, некоторые даже заболевают и у них поднимается температура. Но большая часть детей для привлечения внимания к своей персоне использует непослушание. Малыш предпочитает вызвать негативное отношение к себе, чем не получить внимания родителей вообще.

Чем старше ребенок, тем больше родительского участия он требует. Если малыш постоянно слышит: «Не мешай!», «Мама устала!», «Поиграй сам!», «Подожди!», «Потом!» и тому подобное, то недостаток общения быстро даст о себе знать. Он может стать неуправляемым и «трудным». Его плохое поведение становится единственным способом обратить на себя внимание взрослых. Как реагируют родители на плохое поведение своего чада? Быстро бросают все дела и начинают в гневе «воспитывать» ребенка: делают замечания, угрожают, лишают сладкого, наказывают и так далее.

В данной ситуации родителям надо постараться меньше ругать ребенка и больше хвалить его (за то, что убрал сам игрушки; тихо играл, пока родители были заняты и так далее). И по возможности не акцентировать внимание на каждом проступке ребенка. Часто взрослые машинально одергивают ребенка, бранят его за все, что не укладывается в привычные рамки хорошего поведения. Опрокинул чашку, пробежался по коридору, вытер рот рукавом вместо салфетки, громко кричал — подобные провинности иногда можно проигнорировать, а вот позитивные поступки всегда надо отмечать и поддерживать в малыше стремление их повторять.

Чтобы найти время для самого дорогого и близкого человека — своего ребенка — необходимо пересмотреть свои приоритеты и списки дел.

В настоящее время многие родители допоздна работают, а приходя домой, спешат взяться за домашние дела. Чтобы ребенок не чувствовал себя ненужным и не начинал разными способами привлекать ваше внимание, заранее договоритесь, что вечером в течение 30 минут будете вместе смотреть мультфильм, читать или играть. Это обещание надо всегда выполнять и во время занятий с малышом исключить телефонные разговоры и другие важные для вас дела. Если вы сможете уделить ребенку время даже несмотря на усталость, то будете поражены, насколько более послушным и управляемым станет ваш малыш.

Родителям всегда надо помнить, что своим вниманием они могут закрепить в поведении ребенка как желательные, так и нежелательные стороны. Если малыша замечают только тогда, когда он ведет себя плохо, значит, нежелательное поведение будет проявляться чаще. Если взрослые умеют замечать даже самые маленькие достижения ребенка, он будет вести себя спокойнее. Многие родители, уложив наконец свое чадо в постель, вроде бы должны вздохнуть легко и свободно, но вот парадокс: их начинает мучить чувство вины за равнодушие к интересам и потребностям ребенка. И никакие оправдания, что был трудный день, много работы, неприятности с начальством и прочее, не могут заглушить это чувство. Замкнутый круг? Нет конечно. Попробуйте, отводя малыша в детский сад, запланировать на вечер небольшое совместное занятие. Это могут быть рисование, прогулка по парку, где вы давно не были, помощь соседке, которая сама не может сходить в магазин, и многое другое. Не обещайте многого, не переоценивайте свои возможности. Но когда вы выполните обещанное и увидите радость в глазах ребенка, вы поймете, что выход есть.

Главное, что нужно малышу, — это знать, что его любят, в нем заинтересованы и принимают таким, какой он есть!

Страницы: 1 2 3 4

Нет комментариев. Ваш будет первым!