Сентябрь. Народные праздники и приметы

Сентябрь. Народные праздники и приметы

Сентябрь — значит седьмой. У древних римлян он был седьмым до календарной реформы Юлия Цезаря, произо­шедшей в 46 голу до н.э., после чего стал девятым, но на­звания своего не изменил. А на Руси этот месяц называли «ревун» (ревут во время гона олени и лоси), «вересень» (цветет вереск), «хмурень», «листопадник», «золотое лето», «летопроводец». Время боровиков и груздей, рыжиков и белянок. В сентябре лес реже и птичий голос тише.

Сентябрь — румянец осени.

Чем теплее сентябрь, тем позднее зима.

В сентябре одна ягода, и та — горька рябина.

В сентябре огонь и в поле, и в избе.

Батюшка-сентябрь не любит баловать.

В сентябре шуба за кафтаном тянется.

Холоден сентябрь, да сыт.

В сентябре днем погоже, да по утрам негоже.

Приметы сентября:

Сырое лето и теплая осень — к долгой зиме.

Если спелый овес зазеленеет вдругорядь — осень будет ненастной.

Много желудей на дубе — к лютой зиме.

Дружный листопад — к суровой зиме.

Выросли шишки на ели низко — быть ранним мо­розам, а если наверху — настоящие холода наступят в конце зимы.

В лесу много рябины — осень будет дождливой.

Обильный урожай рябины сулит дождливый и ветреный предстоящий год.

Ненастная осень, чистое опадание листьев дуба и бе­резы, листья с деревьев ложатся изнанкой — к урожаю будущего года.

Появление комаров осенью — к мягкой зиме.

Если еж устроил нору на опушке — зима будет теплой, если в глубине чащи — жди крепких морозов.

Суровой весне быть, если птица дружно в отлет пошла.

1 сентября

Андрей Стратилат и Фекла. Заметное потепление.

Ветер-тепляк в паутину одет, ушедшему лету кланяется вслед.

Стратилатов день пришел — овес дошел.

На Феклу копай свеклу.

Ветер теплый, южный — к хорошему урожаю овса.

2 сентября

День пророка Самуила, свекольница.

Самуил-пророк сам бога о мужике молит.

Наступает пора дергать свеклу и морковь.

Свекольница — девкам невольница.

3 сентября

День Фаддея. Если этот день ясный — стоит ожидать такой же погоды в течение еще четырех недель.

Кто Фаддей — тот своим счастьем владей!

4 сентября

День Агафона-огуменника. Крестьяне опасались лешего и ночью охраняли гумно, чтобы тот не раскидал снопы.

5 сентября

День Лупы-брусничника. Первые за­морозки.

На святого Лупа овес морозом лупит.

Приметы этого дня:

Если брусника доспевает, нужно поторопиться со жнит­вом овса.

Если журавли летят низко и молча — к ненастью.

6 сентября

День Евтихия.

Хорошо, коли Евтихий будет тихий, а то не удержишь льняное семя на корню: все дочиста вылупится.

7 сентября

День Тита и Варфоломея.

Тит, пошел молотить!

Листопадиик-Тит последний гриб растит.

Тащит Тит в корзине последний гриб — самый ядреный, без червоточинки.

8 сентября

День Натальи-овсянницы. Пора косить овес, варить овсяный кисель, печь блины.

Не вырастет овес — наглотаешься слез.

Холодный утренник на Наталью — к ранней и холод­ной зиме.

К Наталье не выкосишь овес — намотаешься до слез.

9 сентября

День Анфисы, рябинник.

Птицы первыми лакомятся ягодами рябины.

Милостива будет зима к крестьянину, если ягод на рябине останется много.

10 сентября

Анна Пророчица и Савва Псковский, скирдники. В этот день спешили убрать в скирды необихоженные снопы, славили урожай.

У хорошего хозяина копна со скирдой спорит, а у ле­жебоки — скирдешка с копенку.

Начинались веселые зазывные ярмарки. В этот день почитали также Моисея Мурина, которому молились об избавлении от пьянства и тяги к курению.

Южный ветер — к хорошему здоровью, северный, восточный и западный — к болезням.

День строго постный:

Кто перед Усекновением главы Иоанна Предтечи по­стится — от бедности, скудости и плохого здоровья со­хранится.

11 сентября

День Ивана Постного (День усек­новения главы Иоанна Предтечи), Ивана Пролетного. Под запретом все круглое — то, что может напомнить отсеченную голову (яблоки, картофель, капуста и т.д.), ножи в руки не берут. Строгий пост.

На Ивана круглого не едят, щей не варят.

Подходящий день для заготовки целебных кореньев. Осень все ближе:

Иван-постный пришел, лето красное увел.

С постного Ивана не выходит мужик без кафтана.

Иван-постный — осени рябой отец крестный.

Иван Предтеча гонит птицу за море далече.

Коли журавли на Киев пошли — к ранней зиме.

Красно лето работой, а Иван Пролеток — красными товарами.

На Ивана-постного собирай коренья рослые.

12 сентября

Тепло и звездно — к хорошему будущему урожаю.

13 сентября

День Куприяна.

Пора убирать морковь, копать картофель.

Картошка — хлебу присошка.

Всяк корешок к своей поре.

14 сентября

День Симеона Столпника, в народном календаре — Семён-летопроводец. В допетровской Руси (с середины XIV века до 1700 г.) он приходился на 1 сентября и считался началом Нового года. Этот день был сроком для взноса государственных податей и для явки к суду. Последний срок посева ржи и уборки яровых:

Семен-день — семена долой.

На Семен-день до обеда паши, а после обеда на пахаря вальком маши.

Хозяйки готовятся к зиме: солят огурцы, собирают лук, готовят зимнюю одежду для всей семьи. Начало «старого бабьего лета»:

Семен лето проводит, бабье лето наведет.

С бабьего лета — бабий праздник и бабьи заботы.

Лен стели к бабьему лету, а подымай к Казанской (4 ноября).

Если первый день бабьего лета ясен, то бабье лето будет теплым. Бабье лето сухое — осень мокрая.

На Семена тепло — вся осень тепла.

Считалось, что в этот день трехлетним детям самое время выходить из младенчества, а взрослым — начинать охоту:

На Семена дитя постригай, на коня сажай и на ловлю в поле выезжай.

После окончания полевых работ парни-рекруты гуляли в праздничной одежде до ноября: с Семенова дня до Гурия (28 ноября) — свадебные недели. Удачен этот день и для новоселья.

Змеи в этот день очень опасны, их укусы смертельны. Если угорь выметывается из воды в траву, значит, так он стряхивает в траву лихо. Подходить к нему нельзя, а взять в руки — значит навлечь на себя большое горе. По траве близ рек ходить нельзя.

15 сентября

День Мамонта-овчарника. Во избежа­ние несчастий скотину было принято этот день выгонять со двора только после полудня. Змеи очень опасны — босиком ходить нельзя, особенно у воды. По воде, по тому, как она течет, можно определить будущее.

16 сентября

День Василисы. Хозяйки готовили к прядению лен и коноплю.

Баба Василиса, со льном торопися, готовься к потрепушкам и супрядкам.

Старые, изношенные лапти, подвешенные в этот день у крыши, уберегали дом «от сглаза».

17 сентября

Луков день. Пора выкапывать лук. В этот день молились о защите домов и скота от пожаров.

18 сентября

День Елизаветы-предсказательницы.

Он считается удачным для предсказаний, так как именно в этот день святая Елизавета предсказала Деве Марии рождение Христа.

Очень опасно баламутить воду в реках и озерах: в этот день засыпает водяной дух Ичетик. Кто его беспокоит, тот может на следующий год утонуть.

19 сентября

Михайлов день. Похолодание — «Ми­хайловские морозцы».

Заморозком Михаил землю прихватил.

В этот день крестьяне не работали в поле — грех. В то же время именно он считался наиболее подходящим для решения всех семейных проблем.

Светлое время суток сокращается:

День укоротился на Михайлу уже на пять часов.

Третий отлет ласточек.

20 сентября

День мученика Созонта. «Луковый» день, день приема травных лечебных квасов, настоев, отваров. Последний срок выкапывания лука из грядок, начало луковой торговли.

Лук в косицы плетут девицы.

Лук — добро и в бою, и во щах.

Кто ест лук, того Бог избавит от вечных мук.

Чтобы не засох весь луковый урожай, строго-настрого запрещалось пробовать лук, пока он не будет полностью убран с грядок. Связки луковиц развешивали по всему дому и на шею животным, чтобы уберечь их от мора. Считалось, что он не только спасает от всяческой напасти, но и очищает воздух.

21 сентября

Аспасов день, Рождество Пресвятой Богородицы.

В мудрости и молитве день провести — счастье об­рести.

Осенины, оспожинки, вторая встреча осени.

Осенины прошли — прощайся с теплом.

Конец всякого лета, большой праздник. Женщины встречали его у воды. Дети обходили дворы и дарили хозяевам маленькие «осенинные» снопики. В песнях они желали хозяевам благополучия и призывали щедрую осень.

Осень не браните,

Осень не журите –

Осень славную,

Листопадную.

Пышки, лепешки,

Свиные ножки

В печи сидели,

На нас глядели,

В кошель полетели —

Осенинщичкам,

Славильщичкам!

В этот день принято было ходить в гости к новобрач­ным, чтобы посмотреть на их житье-бытье и поучить уму- разуму. Родственники целую неделю гостевали друг у друга в семьях. Устраивались общие застолья, после которого внучата надолго оставались у бабушек и дедушек. Нелег­кие семейные отношения иногда подслащивали медом — в этот день пчеловоды убирали пчел с пасек и от души угощали медом всех своих близких.

С этого времени начинались посиделки.

22 сентября

Никола осенний. Прекращаются вы­езды в ночное:

Никола весенний лошадь откормит, а осенний — на двор загонит.

Змеи очень опасны. Нельзя поднимать змей и ужей выше глаз — можно получить обморок, сглаз, порчу. Убивать змей нельзя — змеиные цари будут мстить весь год.

Кто путает и рвет ветки — змей в дом приглашает.

23 сентября

День Петра и Павла — рябинников.

Собирали рябину, украшали ею жилища. День сравнялся с ночью.

Рябина гроздна — зима морозна.

Если рябины в лесу мало, то осень сухой будет,

24 сентября

Федора — замочи хвосты. Последние проводы лета. Осеннее равноденствие, начало дождей и слякоти.

Под Федору лето кончается, осень начинается.

Не каждое лето до Федоры дотянет.

Осенние Федоры подол подтыкают, а зимние (12 ян­варя) платком рыло закрывают.

Хлеборобы прозвали Федору обдерой, так как именно к этому сроку они старались обить последний оставшийся на корню хлеб. Все полевые работы подходят к концу:

Пришла преподобная Федора, и всякому делу аминь.

В этот день полагалось смотреть озимые всходы.

25 сентября

День Артамона. По поверьям, в этот день змеи уходят в лес и прячутся. Шуметь нельзя — змея зазе­вается и останется близ дома. Шум призывает и ведьм — те навлекают на дом зло.

26 сентября

День Корнилия. Все корневые овощи, кроме репы, должны быть выкопаны к этому дню:

Корнилий святой — из земли корневища долой!

Корнильев день на дворе — всяк корешок в своей норе.

С Корнилья корень в земле не растет, а зябнет.

27 сентября

Воздвижение, третья встреча осени, первые заморозки. Стихии готовы слушаться тех людей, которые проводят этот день в церкви. Последний срок уборки хлеба. Птицы потянулись на юг, медведь залег в берлогу. Крестьяне в этот день опасались лешего и не ходили в лес. Самое время рубить капусту.

Кафтан с шубой сдвинется, последний воз — с поля, птицы в отлет пошли, а холода надвинутся.

Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет — зима не за горами.

На Воздвиженье птица в отлет двинулась.

На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца.

В этот день проводили шутливый обряд «похорон та­ракана». В вырезанный из клубня репы гробик помещали «покойника» и зарывали его в огороде, притворно при­читая:

Ой, таракашенько,

Да наш батюшко,

Да наш соколенько,

Да как мы тебя хороним,

Да как в землю зарываем.

Ой, таракан наш помер,

Ой-ой-ой!

На «могиле» устанавливали холмик, ставили крестик и украшали его веночком. Оставшихся в доме тараканов выманивали на улицу:

Таракан к таракану, идите таракана хоронить.

Считалось, что подобное ритуальное действие поможет избавиться от тараканов хотя бы до следующей весны. Хоронили и других насекомых, если они становились слишком назойливыми: мух, пауков, вшей. Обычай этот распространен у всех славянских народов.

28 сентября

Никита-гусепролет, репорез, Никита-гусятник.

Гуси летят — зимушку на хвосте тащат, снег несут на носу.

Водяной бесится, спать готовится — его нужно за­добрить гусем. Самим птицу есть нельзя, иначе водяной весь, следующий год вредить будет.

Пора собирать репу и начинать стрижку овец.

Репа — мясо, режь да ешь!

29 сентября 

Последний срок отлета ласточек.

30 сентября

День Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи, всесветные бабьи именины. Читают заговоры на память и разумение. 

Рекомендуем посмотреть:

Именинники сентября

Дачные работы в сентябре

Сад в сентябре

Под знаком Девы

Месяц Нагацуки

0 # 14 октября 2011 в 17:48 +2
В Древнем Риме сентябрь первоначально был седьмым месяцем года и назывался септембером. После введения юлианского календаря он стал девятым, но своего названия не изменил.
Наши предки называли сентябрь «рюинь» - от рева осенних ветров и лесных зверей, особенно оленей, у которых в это время начинался гон.
Еще одно древнерусское название сентября - «руст»: слово, обозначавшее в старину желтый цвет. За начинающиеся холода и пасмурную погоду сентябрь на Руси называли хмурнем или дождезвоном.
Однако за теплые дни, которые стоят в начале месяца, наши предки почитали сентябрь за внука жаркого июля.