Март. Народные праздники и приметы

Март. Народные праздники и приметы

Этот месяц назван так в честь древнеримского бога войны Марса, который прежде признавался защитником мирного труда. В Древней Руси март называли «сухий», подметив бедность этого месяца осадками, а также «протальник», «капельник», «зимобор», «свистун», «пролетье».

Март — не весна, а предвесенье.

Март неверен: то плачет, то смеется.

Пришел марток — надевай семеро порток.

Приметы марта:

Март с водой — апрель с травой, май с цветами.

Март сухой да мокрый май — будет каша и каравай.

Если в марте снежок задуличами — будет урожай на огорожанину и ярицу.

Мартовский гром — к плодородию.

Если ранней весной сверкает молния, а грома не слыш­но — лето будет сухое.

Первый гром весной — признак наступающего тепла.

Если в мартовские метели снег ложится на полях не­ровно, волнисто, буграми, то хорошо уродятся овощи и яровые хлеба.

Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.

Сухой март — плодородие, дождливый — неурожай.

1 марта - День Маремьяны-кикиморы.

Эта ветреная особа не отличалась постоянством: под настроение могла и помочь, и навредить. В разных местностях ее представ­ляли по-разному: то черноволосой девкой с горящими, как уголья, глазами, то уродливой старухой — женой домового или лешего. О погоде этого дня говорили так: Вздел Ярило зиму на вилы.

2 марта - День Феодора, в который ждали мороза:

И в марте, бывает, вода льдом застывает.

Иногда и март морозом хвалится.

На Федора серая ворона начинает строить гнездо.

В этот день принято молиться об отыскании пропав­ших людей и вещей, отчитывать от неприятностей и злых духов амбары, хранилища семян, домашний скот и всех домашних животных.

3 марта - Оттепель.

Март у матери-зимы шубу купил, а через три дня ее продал.

Устраивали банный день, предварительно наложив крестное знамение на воду и трижды прочитав заговор:

Как матушка-водица течет и обмывает все каменья и коренья, так пусть с раба Божиего все скатится и сва­лится, все страхи, испуги, переполохи, сколодки, порча, бессонница скатятся, свалятся за горы, за луга, за темные леса. Аминь.

В ночь на 4 марта снятся провидческие сны, которые нужно записать, но никому не рассказывать.

4 марта — Вешние обереги.

5 марта — День Льва Катанского, сильные ветры. Харитонова жена под тыном шла, семьсот рубах нашла, ветер подул — все рубахи раздул.

Хозяйки пекли кокурки — крутые колобки на коровьем масле. В этот день не советуют смотреть на звезды, «а то скатится с твоей жизни вешнее времечко под стать падающей звезде».

6 марта — День преподобного Тимофея, весновея. Выходили на завалинку старики, на печи зиму коротавшие, погреть на весеннем солнышке свои косточки.

Тимофей-весновей — уж тепло у дверей.

Весновей теплом веет — стариков греет.

Дожить до весновея, а там и зима не страшна.

По Тимофею весна.

Считалось, что с этого дня необходимо каждый день гулять на свежем воздухе.

7 марта — День Маврикия. В этот день можно увидеть первых грачей, скворцов и жаворонков. Отмечался он и первыми солнечными оттепелями.

Увидел скворца — знать, весна у порога.

Сколько жаворонков — столько и проталинок.

Рано прилетели грачи да жаворонки — к теплой весне.

Коли перелетная птица течет стаями — к дружной весне.

8 марта — День Поликарпа. С 8 по 15 марта ждали возвращения холодов.

Март любит куролесить: морозом гордится и на нос садится.

На Поликарпа пора сорокам в лес убираться, а тете­ревам выступать с запевками.

Если в этот день ясно, то и Пасха будет такая же; снег — к холодной Пасхе. Луна рогатая и яркая — еще будут сильные морозы.

9 марта — Иванов день (День обретения главы Ио­анна Предтечи).

В марте птичье потенье — гнезд обретенье.

Птица завивает гнездо, а,перелетная летит из теплых мест.

Приметы этого дня:

Если выпадает снег — то и Святая неделя (Пасха) будет холодной, а если сухо, то не ожидай дождя и в Пасху.

Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне — жди лета холодного.

10 марта День Тарасия-кумошника.

С этого дня не принято спать днем, чтобы не напала кумоха — ли­хорадка.

Тарас, не опрокинь на матрас!

12 марта — День Прокопа-дорогорушителя. Торже­ство весенней распутицы. Вездесущие ребятишки ходили в лес и на первых проталинах разыскивали прошлогоднюю «морену» — клюкву и бруснику.

Ягода клюква,

Покажись крупна,

Да подснежная,

Да валежная.

Мы тебя искали,

По кочкам скакали.

13 марта —День преподобного Василия-капельника.

Оттепель.

Придет батюшка Василий-капельник, и зима заплачет. • На Василия-теплого солнце в кругах — к урожаю.

14 марта — День Евдокии-Плющихи, названный в честь преподобномученицы Евдокии. Евдокия — весновка, свистунья, летоуказательница, В этот день (1 марта по старому стилю) Древняя Русь встречала Новый год,

С Евдокии погоже — все лето пригоже

Каковы Евдокеи, таково и лето.

Авдотья красна — и весна красна.

На Евдокию снег с дождем и теплый ветер — к мокрому лету, а мороз и северный ветер — к лету холодному.

Евдокия — замочи подол, под порогом мокро.

У Евдокии вода, у Егорья (6 мая) трава.

С Евдокии-Плющихи — первые оттепели.

День Евдокии ясный — на огурцы, капусту и грузди урожай.

Лужи на Евдокию у порога — пасечники в меду, ку­паться будут.

Длинные сосульки — к ранней весне.

Образ святой Евдокии слился в народном сознании с образом Весенницы — святой, которая посылает на землю весну. Если она прогневается, может задержать весеннюю воду, а потому крестьяне боялись ее и 1 марта не работали. В этот день они приносили в дом снежницу — талую водицу, умывали ею детишек, утирали больных, кропили стены, давали курам, чтобы хорошо неслись.

Пришли Евдокеи — мужику затеи: соху точить, борону чинить.

Женщины принимались за ткачество — этой работой они были заняты вплоть до посевной. Оканчивались сроки зимних наймов, начинались весенние (с Евдокии до Егория).

Евдокия-Плющиха — хранительница ключей от ве­сенних вод. От ее настроения зависит, скоро ли начнут таять реки.

15 мартаДень Федота-ветроноса, названный так в честь священномученика Феодота, епископа Киринейского. В этот день ждали оттепели и ветра.

Федот злой — не быть с травой.

На Федота занос — долго травы не будет. Евдокия-то Федота не спросила, весну снарядила. Вот и серчает этот денек.

Если в этот день случался мороз, говорили так: Федот — да не тот.

16 марта — Крестьяне крест-накрест переходили по­ле — приносили ветки для костра, привозили навоз. Это было нужно для того, чтобы солнце разогнало недобрую силу, согрело землю. Примечали: какова середина марта, таково и лето.

17 марта — День Герасима, названный так в честь преподобного Герасима Иорданского. В этот день ждали прилета грачей. Грачиное перо, подобранное на пахоте, считали оберегом.

Герасим-грачевник грачей пригнал.

Увидал грача — весну встречай.

Грач на горе — так и весна на дворе.

Прилетели грачи — через месяц сойдет снег, а журав­ли — скоро тронется лед.

Если грачи летят прямо на гнезда — будет бурная весна.

Если грачи сели в гнезда, то через три недели можно сеять.

В этот день нельзя обувать новые туфли:

Кто на Грачевника в новые лапти обуется, у того весь день будет шея скрипеть.

18 марта — День Конона-огородника, градаря. Не­зависимо от погоды в этот день принято начинать пахать огород — по поверью, в этом случае урожай обязательно будет богатым. «Хотя бы в день Конона-Градаря была и зима, начинай пахать огород, и ты только почни в этот день, непременно огород будет добр, и овощу будет много», — утверждалось в старинных месяцесловах. Кроме того, самое время замочить семена капусты и помидоров для парников. Чтобы не сглазить урожай, делать это полага­лось «без чужого глаза», а в колодец, из которого брали воду для семян, нужно было бросить медную денежку. В этот же день следовало подготовить парники, а в целях борьбы с огородными вредителями и засухой выкопать на огороде три лунки, приговаривая: «Одна лунка для суши, другая для мошки, третья для червей».

Конон пришел — на огород позвал.

Коли на Конона ведро — лето будет без града.

19 марта — Обходили колодцы кругами, чтобы горь­кими стоками не полнились, чтобы вода была чистой.

20 марта — Чинили крышу и печь.

22 марта Сороки (день сорока мучеников Севастийских).

День сравнялся с ночью:

На Сороки день с ночью меряются, зима кончается, весна начинается.

На сорок святых прилетел кулик из-за моря, принес весну из неволья.

От Сорока мучеников отсчитывали сорок утренников (утренних морозов), и вдень Зосимы-пчельника (30 апре­ля) начинали сеять гречку.

Этот день — вторая встреча весны (первая — на Сре­тенье, 15 февраля). Люди радовались тому, что прошла половина Великого поста и приближается Пасха. У богини Лады, охранительницы, особенно почитаемой славянами, испрашивали разрешения закликать весну:

Благослови, мати,

Ой, мати Лада, мати,

Весну закликати.

Крестьяне считали, что в этот день из теплых краев прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаво­ронок. Тому, кто первым увидит его и услышит его песню, дарили булку-птицу от всей деревни. Хозяйки выпекали из ржаной муки «жаворонков» с распростертыми крыльями, глазки делали из сушеных ягод. Дети насаживали печенье на колышки или подвешивали на ниточках, выносили на улицу, подбрасывали вверх и кричали заклички:

Жаворонки, прилетите,

Студёну зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела,

Всю скотинку поморила.

Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с огромною милостию:

Со льном большим,

С корнем глубоким,

С хлебом великим.

Весь день дети играли, водили хороводы на подтаявших лужайках, а под вечер прикрепляли печеные фигурки к веткам деревьев, прятали их под крыши домов и сараев, скармливали скоту и съедали сами. Кому из мужчин по­падется «жаворонок» с запеченной монеткой — тот на­значался «семейным засевальщиком», разбрасывающим первые пригоршни зерна. В Белоруссии вместо «жаворон­ков» пекли «аистов», в южных областях — «куликов». В некоторых местностях после принятия христианства стали готовить печенье в виде небольших крестиков, обладаю­щих, по поверьям, большой живительной силой. В такое печенье запекали различные предметы, символизирующие богатство или бедность, счастье или неудачи. Собравши­еся за столом члены семьи одновременно разламывали доставшиеся им фигурки и гадали на свою судьбу. Дети выбегали на улицу с печеньями-крестиками и выкрики­вали заклички:

Крестики, крестики, жавороночки,  

Крест подают и водой обдают,

Половина-то говина перевалится,

Кадка с молоком перекатится.

Если же дни стояли морозные даже после закликания весны, то крестьяне выбрасывали на улицу специально испеченные колобки — шарики из теста — и выставляли на крыльцо миску овсяного киселя, приговаривая:

Мороз-Красный нос,

Вот тебе хлеб и овес,

А теперь убирайся подобру-поздорову!

Таких колобков можно было испечь сорок штук и вы­брасывать каждый день по одному, ежедневно напоминая забывчивому морозу о том, что пора и честь знать. Верили, что мороз, наевшись угощения, уйдет до следующего года и не станет мешать крестьянам в их весенних посевных работах. Таким образом, ритуальное выпекание хлеба призвано было способствовать новому урожаю.

Позвав весну, крестьяне начинали активную подготовку к весенним полевым работам.

24 марта — День Евфимия. Если холода к этому вре­мени заканчивались — предстояло теплое лето.

25 марта — День преподобного Феофана,

Феофан — проломи наст.

На Феофана туман — урожай на лен и коноплю.

Если в этот день вдруг заболеет лошадь, то все лето для работы годно не будет.

26 марта — День Никифора.

На Никифора медведь в берлоге потягивается. Прилет ранних гусей — к урожайному лету. Рыбаки примечали: по последнему льду хорошо клюют плотва, окунь и язь.

29 марта — День Саввина.

На Саввина сани покинь, телегу подвинь.

Если на Саввина тепло, то весна будет теплой.

Если чайка прилетела — скоро лед пройдет.

30 марта — День Алекеея-солногрея, или Алексея теплого. День назван в честь преподобного Алексия, че­ловека Божьего.

Алексей — с гор потоки.

На Алексея выверни оглобли из саней.

Алексей — человек Божий, зиму-зимскую на нет сводит.

Алексей — из каждого сугроба кувшин пролей.

Сверху печет, снизу течет.

Алексей — теплый — сани на поветь.

Каковы на Алексея ручьи, такова и пойма (разлив).

Если в этот день появлялись большие ручьи — ждали теплой и благоприятной весны, а с ней и хороших урожаев. Дети пускали в весенние ручейки кораблики, вырезанные из коры, и соревновались — чей поплывет быстрее.

Кораблик плывет,

Товары везет:

Все дешевые,

Все грошовые!

Смолы да  вару —

На грош всего товару;

Дыму да ветру —

Ничего в трюме нету!

Дети играли в детскую весеннюю игру «Родничок»: становились друг за другом по одну сторону весеннего ручья, обхватывали друг друга руками за пояс и пели песню. Спев, боком перепрыгивали через ручей на дру­гую сторону, мешая при этом друг другу, придерживая и стараясь столкнуть в воду. Кто из ребят коснется воды — из игры выбывает.

31 марта — День Кирилла. Окончательный переход на летние виды транспорта.

Кирилл — дери полоз.

Появление комаров в этот день предвещало тепло.

Рекомендуем посмотреть:

Март. Календарь садовода

Весна. Приметы весны

0 # 14 октября 2011 в 17:36 +2
Само слово «март» пришло на Русь из Византии и связано было с древнеримским богом войны Марсом, который почитался как отец Ромула и Рема - основателей Римской империи. В русском народном календаре март называли протальником, так как в это время года снег начинал таять и появлялись первые проталины.
Сама же талая вода наделялась целебными свойствами: ею мыли пол в доме, поливали цветы, в ней стирали белье, снятое с больных людей.
А за холодный сильный ветер март прозвали свистуном и ветроносом.
Другие названия месяца март: солнечник, солногрей, каплюжник, капельник, огородник, весновей.