Композиционные правила и средства садового дизайна

Композиционные правила и средства садового дизайна

Чтобы ваш сад не превратился в набор случайных элементов, необходимо знать некие правила, которыми руководствуется специалист по ландшафтному дизайну. Они складывались веками. Мастера, разбивавшие сады и парки, опирались на законы природы, которые одина­ковы для всех видов искусства. А сад — это тоже искус­ство, которому ближе всего архитектура. Поэтому речь надо вести не только и не столько о насаждениях, сколь­ко об организации пространства вокруг, об искусстве ландшафтного дизайна. При этом важны такие понятия, как композиция, перспектива, цвет, освещенность и др.

Деревья и кустарники не должны быть хаотич­но разбросаны по территории. Они должны складывать­ся в некую композицию, соотноситься друг с другом так, чтобы возникало ощущение гармонии. Для этого надо учитывать форму, величину, положение в про­странстве, освещенность, цвет. Чтобы максимально удачно расположить элементы в саду, можно восполь­зоваться различными приемами. Например, элементы можно расположить симметрично или несимметрично, по контрасту и т.д. Все средства композиции тесно свя­заны между собой, но, чтобы все было предельно понят­но, их следует рассмотреть отдельно.

Форма растительных элементов близка к геометри­ческой. Если вглядеться в кроны деревьев, то их можно представить в виде пирамид, шаров и т.д. Кустарники на их фоне выглядят как плоскости. В саду присутству­ют и линейные формы. Ими можно считать дорожки, бордюры.

Рассаживая деревья и кустарники, необходимо сыг­рать на контрасте их форм, то есть учесть признаки «большой — маленький», «низкий — высокий», «вытя­нутый — круглый» и т.д.

Чтобы было удобно ухаживать за деревьями, их нуж­но расположить по прямоугольной сетке, но, чтобы не допустить скуки, можно разбросать по саду живописные кустарники. Не бывает сада без дорожек, которые часто прямыми линиями прорезают пространство. Их можно уравновесить, например, круглыми клумбами.

Если у вас небольшой участок, то предпочтительно выбрать какую-нибудь одну плоскостную форму, напри­мер круг или квадрат. На квадратном участке газона можно расположить такой же формы площадку для от­дыха. Композиция может получиться очень интересной. Но необходимо помнить, что геометрическая форма сада только тогда выполнит свою роль и подчеркнет его до­стоинства, когда будет поддержана другими элемента­ми — живыми изгородями, шпалерами, газоном и т.д.

Сад должен иметь композиционный центр. Им могут стать фонтан либо фигурно подстриженные кустарники или деревья, которые одинаково хороши по углам участ­ка, и клумбы.

Главное — они должны создавать картину строгих геометрических форм.

Не менее важны и фактура насаждений (деревьев, кустарников), характер материала, из которого выпол­нены дорожки, ограждения и т.д. Если мы говорим, на­пример, о деревьях, то необходимо учитывать не только характер их крон, но и силуэты. Одним деревьям свой­ственна грубая фактура (например, дуб), другим — тон­кая (например, береза, рябина).

Композиция сада будет намного богаче, если со­здавать ее с учетом цвета. При этом надо помнить, что цвет растений меняется в зависимости от сезона и их возраста. Если весной, летом и осенью общий цвето­вой фон складывается из цвета листьев, цветков и плодов, то ранней весной, поздней осенью и зимой преобладает цвет стволов и веток. Неизменными ос­таются только вечнозеленые хвойники (можжевель­ник, ель и др.). И конечно, все цветовое разнообразие располагается на фоне газонов, гамма которых варьи­руется от теплых до холодных оттенков зеленого.

Располагая растения и другие составляющие сада, необходимо помнить о законах перспективы — визу­ального изменения предметов в зависимости от рас­стояния до наблюдателя. Вам, наверное, приходилось замечать, что низкие растения на переднем плане ка­жутся выше, чем высокие, расположенные вдали. Это эффект линейной перспективы. Или такой феномен, как изменение цвета и четкости в зависимости от уда­ленности. Такое явление называется воздушной перс­пективой. Используя эти изменения, в саду можно соз­давать различные иллюзии. Например, если ваш сад не отличается огромными размерами, его можно зрительно углубить. Для этого надо расположить растения так, чтобы по мере удаления их размеры уменьшались.

Сад должен производить впечатление некоего един­ства, поэтому необходимо избегать навязчивой пестро­ты, цветового хаоса. Все должно быть подчинено либо цветовой гармонии, либо цветовому контрасту.

Еще со школы каждый знает о семи цветах спектра. Палитра сада включает более 130 оттенков цветов! Об­щая гамма зеленых насаждений в зависимости от вре­мени года меняется как минимум 9 раз.

Выбирая цветовое решение сада, не следует ограничиваться оттенками собственно цветов. В дизайне необходимо использовать цвет коры, веток, листьев, плодов. Правильное применение этого принципа позволит с помощью цвета соз­дать необходимое ощущение, например тепла, прохлады и т.п.

Конечно, цвет растительности — это не статичная ве­личина, он постоянно находится в динамике, и каждый день и сезон вносят свои нюансы в его палитру. Но нуж­но постараться совместить подвижный цвет растительно­сти с постоянным цветом деревянных и кирпичных кон­струкций. Поэтому подбирайте любимые цвета и оттенки и не забывайте, что новый цвет, который вы включите в общую гамму сада, слегка изменится на общем фоне.

Контрастными являются следующие цвета: голубой и красный, желтый и фиолетовый, зеленый и пурпурный. Контрастом широко пользуются для того, чтобы усилить насыщенность цветов. При этом можно увеличить коли­чество дополнительных оттенков, например включив в цветовой круг желто-зеленый и зелено-голубой, кото­рым контрастными будут фиолетовый и красный. Контра­стные сочетания бывают гармоничными (например, перечисленные выше) и негармоничными (красный и оранжевый, синий и зеленый). Чтобы сгладить подоб­ные контрасты, между ними вводят такие цвета, как се­рый, белый и др. Кроме того, гармоничными будут сочета­ния, различающиеся по светлоте в границах одного цвета (например, светло-голубой — голубой — ярко-синий).

Следующее понятие, с которым необходимо ознако­миться, — это светотень. С ее помощью можно подчер­кнуть объем растительных композиций. В зависимости от степени и характера освещенности участка возника­ют различные светотеневые эффекты. Переход от света к тени связан с тем, где находится источник света — сбоку, сзади, перед предметом. Этот переход кажется более объемным, рельефным при боковом освещении. Причем цвет растений усиливается, то есть свет и цвет взаимосвязаны.

Важен и характер освещения. Оно может быть есте­ственным и искусственным. При вечернем освещении контрастнее выглядят тени и свет, подчеркиваются кон­туры стволов, ветвей, изменяется цвет листьев, цветков. Естественное освещение меняется постоянно. Наблю­дать какой-либо эффект можно в течение всего 30-40 мин. Это зависит и от долготы дня: чем он длин­нее, тем протяженнее по времени световые иллюзии.

Цвет растений в саду не существует отдельно от цвета окружающих предметов. Очень важно это учитывать для того, чтобы колорит фона не диссонировал с общей гаммой сада, а поддерживал ее. В противном случае, кроме раздра­жающего воздействия, ничего не получится. Если у вас де­ревянный или оштукатуренный дом, то на его фоне краси­во будет смотреться растительность с темными листьями.

Поблизости от дома можно посадить, например, бар­барис, разбить клумбу красных роз, а барвинок с его темно-зелеными листьями послужит прекрасным фо­ном. Дорожки в этом случае лучше выполнить из темно­го материала. Если дом из красного кирпича, то следует отдать предпочтение сине-зеленым вечнозеленым елям, можжевельнику, хорош будет и лох серебристый.

Существуют три основных правила колористиче­ской гармонии. Зная и учитывая их, вы сможете соста­вить любые флористические композиции:

- любой цвет на фоне контрастного восприни­мается более насыщенным;

-  чем менее контрастны цвета, тем менее на­сыщенными они кажутся;

-  чем более цвета отличаются по насыщенно­сти и светлоте, тем более они контрастны.

Световой режим меняется в зависимости от геогра­фического пояса. В северных районах свет мягкий, он смягчает краски, углубляет садовую перспективу. Юг — это место более выраженных контрастов. Тени здесь резкие, яркость растений усиленная, визуально перспектива сокращается. На юге различается меньше оттенков, чем в средней полосе России.

Таким образом, мы кратко рассмотрели основные за­коны композиции, которыми необходимо руководство­ваться при закладке сада. Это линейная и воздушная перспективы, цвет, свет.

Помимо законов, существуют еще и средства ланд­шафтного дизайна, к которым относятся симметрия и асимметрия, ритм, контраст и нюанс.

Различные элементы можно расположить в саду симметрично или асимметрично. В природе симмет­рия встречается очень редко. Там, где мы сталкиваемся с ней, можно сказать, что это дело рук человека с его вечным стремлением к упорядоченности. Симметрия однозначно ассоциируется с такими понятиями, как четкость, строгий ритм, постоянство, баланс. В симмет­ричной композиции наблюдается равновесие, поэто­му она кажется статичной. Каждый предмет такой композиции непременно предполагает наличие проти­воположного объекта, с которым устанавливается при­тяжение, включающее и пространство между ними. По­этому, как только в подобной системе изменяется какой-то элемент или появляется новый, равновесие и, следовательно, симметрия нарушаются.

Асимметрия — это нечто более непредсказуемое, тонкое, видимо, поэтому и интересное. В этом случае наблюдателю, которого не заключают в строгие рамки, предоставляют свободу, дают возможность открывать в ландшафте что-то красивое, привлекательное. Кроме того, асимметрия не вносит много изменений в естест­венность природы, более ей созвучна.

Асимметрия и симметрия могут наблюдаться в рас­положении деревьев и кустарников, самих их групп и в отдельных группах.

Но если симметрия не скрывает своей рукотворности, то асимметрия гармонично вытекает из характера са­мого участка, его ландшафта.

К основным средствам композиции относятся такие, как контраст и нюанс. Контраст построен на ярко вы­раженном различии форм, цвета, фактуры. Он отчетли­во проявляется в сочетаниях типа широкий — узкий, высокий — низкий, светлый — темный, шаровидный — вытянутый и др. Известному мастеру садоводства XIX в. А. Э. Регелю принадлежат слова: «Значение кон­траста проистекает не из одной только любви к разно­образию, а из того, что благодаря контрасту объект вы­деляется лучше и яснее со всех сторон. Но первое условие контраста заключается в том, чтобы в контрас­тирующих объектах имелась общность характера, так чтобы противоположностями являлись цвета и формы, а не разнородность предметов. Контрастом является де­рево, растущее на берегу озера или пруда, еще большим контрастом будут деревья с закругленной кроной в от­ношении к деревьям пирамидальной формы, контрасти­рует зеленая листва с серебристой, листья — с иглами и т.д. Контраст заключается в противопоставлении го­ризонтального перпендикулярному, гладкого шерохова­тому, темного светлому, вогнутого выпуклому».

Контраст призван подчеркивать разницу между эле­ментами сада. Например, дерево будет казаться выше, если вокруг высадить более мелкие растения, скажем стелющийся кустарник. Если, наоборот, надо зрительно уменьшить дерево, следует рядом высадить несколько еще более низких деревьев. Или, например, водоем. Он может казаться маленьким прудиком среди высокой рас­тительности, а в окружении цветов и низких кустарни­ков он будет визуально более значительным. Если вы хо­тите создать нечто неординарное, используйте контраст в планировке, формах клумб, водоема или газона. Но не забывайте, что беспорядочность контраста — это иллю­зия; дисгармония только тогда эффектна, когда она мак­симально продуманна. При этом создавать сад только на контрасте нельзя, необходимо использовать и такое ком­позиционное средство, как нюанс. Это переход очень по­хожих, но чем-то различающихся красок, форм. На этом обычно строится колористическая композиция сада.

Следующим важным средством является ритм. К не­му относится повторяемость некоторых элементов, напри­мер дорожек. Если они повторяются 5-7 раз, возникает ощущение ритма. Увеличивать количество повторений до бесконечности нельзя, так как в этом случае начинает проявляться монотонность, что, безусловно, утомляет.

Если, предположим, ритм вашего сада основан на повторе­нии рядов кустарников, то во избежание однообразия на­до перемежать их цветниками, фонтанами и др.

Закладывая сад, мы должны отчетливо понимать, че­го ждем от этого мероприятия. Ведь сад — это не способ перекрыть пространство, чтобы не видеть соседский за­бор. Прежде всего, мы надеемся, что он подарит нам множество приятных ощущений, которые нам будут да­вать и различная на ощупь текстура растений, и про­хладный камень альпийской горки, и ровная гладь искусственного озерца. Не менее важны в саду и аро­маты. Поэтому, разбивая сад, необходимо предусмот­реть создание таких уголков, в которых можно было бы в полной мере насладиться солнцем, светом, теплом. Каждый из них может стать элементом сада.

Не последнюю роль в этом играют ароматы, кото­рым свойственно пробуждать, казалось бы, забытые воспоминания и чувства. Классический пример: аромат мандаринов непременно ассоциируется с Новым годом. Запахи могут влиять на настроение. Например, аромат лаванды способен пробудить ностальгию, а запах яблок подарит ощущение дома, уюта, тепла.

Надо сказать, что увлечение формой, продолжи­тельностью цветения привело к тому, что многие расте­ния, не отвечающие этим принципам, были вытеснены из сада.

На смену им пришли гибриды, которые насытили сад цветом в ущерб запахам. Поэтому многие сады раду­ют глаз, а ароматы исчезли. Правда, в последнее время наметилась такая модная тенденция, как возврат в на­ши сады растений из бабушкиных палисадников. К ним относятся душистый горошек, душистый табак, герань, жасмин и др.

Ароматы можно условно поделить на несколько ви­дов:

- нежные (розмарин, мелисса, мята);

-  медовые (боярышник, барбарис);

-  пряные (гвоздика, герань, настурция);

-  тяжелые (жасмин, нарцисс);

-  сладкие (жимолость, клевер).

Для ароматных растений в саду нужно выделить по­лутеневые участки. Они будут хорошо смотреться вдоль дорожек, у беседок, водоемов и т.п.

Задумав «ароматный сад», помните, что нельзя са­жать рядом несколько сильно пахнущих растений. Вполне может оказаться, что такие композиции дадут противоположный ожидаемому результат.

Работая над дизайном, не забудьте наполнить сад звуками. Насекомых привлекают прежде всего цветы, причем летом они выбирают цветы красных оттенков, а весной — синих.

Если позволит место, надо создать на участке водо­ем, например небольшой пруд или ручей. Это привле­чет в сад не только насекомых, но и птиц.

Рекомендуем посмотреть:

Веранда на дачном участке

Планируем участок

Терраса на дачном участке

Дизайн садового участка

Садовые дорожки. Как сделать дорожки на даче


Нет комментариев. Ваш будет первым!