Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы

Перед третьим, Ореховым, Спасом православные христиане отмечают двунадесятый неподвижный праздник церковного года — Успение Пресвятой Богородицы. В этот день, 28 августа (15 августа), заканчивается двухнедельный пост и начинается мясоед, а значит, на следующий праздничный день — Ореховый Спас — к столу можно подавать мясные блюда, кушанья со сливочным маслом, молоком, яйцами.

Успением Божией Матери называется Ее земная кончина, которая сравнивается со сном, ведь согласно евангельскому учению смерть — это временное разлучение души и тела.

Успение Пресвятой Богородицы — один из двенадцати великих церковных праздников, так называемых двунадесятых. Церковное предание сохранило память о земной жизни Божией Матери после Воскресения Христова и о Ее кончине. Матерь Божия жила в доме апостола Иоанна Богослова, который заботился о Ней, как сын. Мария стала для всех учеников Христа общей Матерью. Она вела замкнутую, потаенную жизнь, но многие знали о Ее великой мудрости и приходили ра­ди беседы с Ней из дальних стран. Живя в Иерусалиме, Матерь Божия часто посещала те места, где бывал Спаситель. Со временем все чаще Она молилась о Том, чтобы Сын взял Ее скорее к Себе на небо.

Однажды Богородица пребывала в глубокой молитве на горе Елеонской. Вдруг перед Ней предстал Архангел Гавриил с необыкновенной финиковой ветвью в руке. Он сообщил Ей, что через три дня Ее земная жизнь окончится, что Господу угодно взять Ее к Себе. Богоматерь, придя домой, с радостью сообщила об этом Своему нареченному сыну Иоанну. После этого Она стала готовиться к кончине. Апостолов в это вре­мя не было в Иерусалиме: в разных местах земли они проповедовали Христа. И вот Господь чудесным образом собрал их всех к Ней. Отсутствовал при Успении один апостол Фома. Все были в несказанной печали, но Матерь Божия утешала их, обещая не оставлять их и после Своей кончины.

В час Успения необычный свет осиял внезапно ту комнату, где на одре лежала Божия Матерь. В этом свете исчез потолок, и открылся горний мир. Сам Господь Иисус Христос, окруженный сонмами Ангелов, явился и принял Ее пречистую душу. С радостью встретила Пречистая Дева Свою кончину, потому что верила, что смерть есть только переход из земного мира в новый мир вечной радости.

Апостолы похоронили тело Девы Марии в Гефсиманском саду — там, где покоились Ее пра­ведные родители и Иосиф Обручник. При погре­бении совершилось много чудес. Больные, прикоснувшись к Ее одру, исцелялись. Но иудеи хотели разогнать шествие. Сохранилось предание о том, что иудейский священник (имя его передают по-разному: Афоний, или Охония) хотел опрокинуть одр, но был поражен невидимой силой. Этот эпизод иногда изображается на иконах Успения.

Через три дня после похорон прибыл в Иерусалим апостол Фома. Он был в скорби, оттого что не попрощался с телом Приснодевы. Апостолы пожалели его и отвалили камень от могильной пещеры. Но, к их изумлению, тела Богородицы в пещере не было! Апостолы возвратились домой и стали молиться Богу, чтобы Он им открыл, что сталось с телом. И по их молитвам произошло чудо.

Внезапно апостолы услышали ангельское пение. Посмотрев наверх, они увидели на воздухе

Богоматерь в сиянии небесной славы в окруже­нии Ангелов. «Радуйтесь! — сказала Она апостолам. — Я с вами во все дни; всегда Я буду вашей Молитвенницей перед Богом». Апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам».

Так Господь прославил Свою Матерь. Он воскресил Ее и взял к Себе с пресвятым телом Ее, поставив выше всех Своих Ангелов.

Рекомендуем посмотреть:

Яблочный Спас

Русские писатели о Яблочном Спасе. В. Никифоров-Волгин. Из рассказа «Яблоки»

Благодатные плоды

Русские писатели о Яблочном Спасе. И. Шмелев. Из книги «Лето Господне»

Медовый Спас


Нет комментариев. Ваш будет первым!