Март

В первый день весны чтили древнее языческое божество Ярилу - персонаж, связанный с идеей плодородия, прежде всего весеннего. Празднество в честь Ярилы сопровождалось народными гуляньями, песнями и плясками вокруг костров и часто затягивалось на всю ночь

Маримьяна в народном сознании постепенно превратилась в кикимору - жену домового. Живет она вместе со своим мужем в крестьянском доме, а детей рожает всегда на Святки. И если домовой и кикимора зачастую помогают крестьянам, то дети их отличаются исключительно злобным нравом и всегда стараются навредить людям

Считалось, что в это время в деревнях появлялась овсянка - маленькая птичка с желтоватым зобом и зеленой спинкой. Наши предки считали, что она вела за собой весну и приносила людям солнечные свет и тепло. В честь прилета овсянки в деревнях пекли овсянички - хлебцы, испеченные из овсяной муки. 

В этот день пекли большой круглый каравай, клали его на чистое белое полотенце и выходили с ним во двор. Каравай (как символ солнца) нужно было три раза подряд высоко поднять над головой - ближе к Богу. Затем такой хлеб делили между членами семьи, остатки отдавали нищим, а крошки бросали птицам - посланникам Божьим. Считалось, что хлебные крошки нужно бросить через голову за спину, тогда хлеб не переведется до самой осени

Молодежь на Корнелия каталась с гор на санях. Существовала примета: кто дальше всех скатится, тот и будет счастливее всех своих друзей.Крестьяне верили, что в этот день нельзя смотреть на звезды - потом видения замучают, а про падающую звезду говорили: «Маньяк полетел». А если кто видел 5 марта падающую звезду, тот знал, что это его счастье закатилось. 

Согласно поверьям, весна, начавшаяся на Масленицу, на Тимофея окончательно вступала в свои права. Отсюда и названия этого дня - весновей,весняк, весновки.

Дни становились все теплее и теплее, но по ночам по-прежнему свирепствовал мороз, который подтаявший снег превращал в крепкий наст. Поэтому крестьяне торопились сделать все хозяйственные дела до наступления весенней распутицы: за товаром в город или на ярмарку съездить, привезти из леса дров, вывезти остатки сена, отвезти на поля навоз и т. д.

Если девушка не успела сыграть свадьбу до Масленицы, то сидеть ей было в девках до поздней весны (до первых весенних хороводов). Отсюда и пошло название этого дня - «кислые девки». Неудачливые невесты надолго убирали в сундуки свои наряды и приданое и завидовали замужним подругам.

Считалось, что с этого дня птицы начинали вить себе гнезда. Согласно поверьям, жаворонок и ласточка считались божьими птицами. Их запрещалось употреблять в пищу, а убивший жаворонка или ласточку почитался за великого грешника. 

В старину считали, что на Тарасия нельзя слать ни днем, ни вечером, чтобы не пристала кумоха (весенняя лихорадка). Считалось, что лихорадка привязывалась к людям в основном во сне - являлась к спящим и целовала их, но могла она напасть и на дороге. 

Родившийся в этот день человек почитался в старину как предусмотрительный и рачительный хозяин. Он предпочитал заниматься делом, а не бесполезными мечтами.

С этого времени оттепели случались все чаще, и дорога, которая еще недавно была покрыта плотным снежным настом, постепенно оттаивала.

По обычаю, в этот день приносили в дом сосновую ветку. Считалось, что она очищает воздух в доме, приносит здоровье и благополучие. А из сосновых почек готовили целебные отвары, чаще всего использовавшиеся влечении простудных заболеваний. 

В старину считали, что талая снежная вода имеет в этот день необыкновенную силу. Целебную воду давали пить детям, чтобы те росли здоровыми и сильными, ею отпаивали больных. Талой снежной водой мыли в этот день дом, чтобы в нем не завелись болезни или нечистая сила.

Агафон-огуменник был самым обычным днем, когда все крестьяне занимались своими делами. Обязанности в русской семье распределялись согласно традиционным представлениям об укладе жизни